Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ямал: прошлое и настоящее»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Нарты, морда
#2
Фекла Бондаренко
Нарты оленьи
#3
Основным способом передвижения ненцев в тундре во все времена года была езда на оленях, запряженных в сани или нарты. На протяжении долгого времени нарты — двухполозные, со скошенными боками — практически не менялись. Их делали из дерева, не используя гвоздей.

Главной частью нарт были полозья. Их обычно изготавливали из лиственницы, поскольку ее древесина обеспечивала ровную езду не только по снегу, но и по стелющимся кустам и низким деревьям тундровой зоны. Это происходило за счет повышенной плотности слоев дерева и обилия смолы, которая, застывая на морозе, улучшала скольжение полозьев. Полозья снабжали сквозными отверстиями для вязков — передних поперечин, — а также для нащепа, копыльев и настила для сиденья и груза.

Нащепами называли длинные тонкие брусья, которые крепили к полозьям с помощью копыльев — деревянных коротких брусков. Копылья вбивали прямо в полозья нарт. Их изготавливали, как правило, из березы, иногда из еловой древесины. Заготовки в виде брусков длиной 50–60 сантиметров и толщиной 10–12 сантиметров просушивали и обрабатывали все лето — задолго до того, как начинали собирать нарты. Затем из этих заготовок вырезали копылья, которые заканчивались шипами. Они и соединяли полозья с нащепами.

Нарты различались по устройству в зависимости от назначения: они были ездовыми и грузовыми. Ездовые, в свою очередь, делились на мужские и женские.

Женские нарты считались тяжелыми, поэтому у них были высокие копылья — от полуметра и больше. Женщина всегда возила с собой детей, поэтому ее нарты были длинными, со спинкой или сводчатым покрытием.

Мужские ездовые нарты были более скоростными и легкими, с низкими копыльями, которые позволяли лучше контролировать дорогу. На такой упряжке ненец ехал в одиночку и с легким грузом.

Конструкцию нартов меняли в зависимости от того, что на них грузили, — продукты, одежду, шесты чума или смешанный груз. Например, шесты перевозили без настила, а для продуктов и ритуальных предметов нарты строили в виде ящика с крышкой.

Если груз был массивным, ненцы составляли обоз, который назывался «аргиш». Впереди шла ездовая упряжка, а за ней привязывались грузовые наты. Вес груженых саней не должен был превышать 180–200 килограммов. В такие нарты запрягали нечетное количество оленей — от трех до пяти. На упряжке можно было проезжать в сутки до 250 километров при средней скорости в 15 километров в час.
#4
Полное наименование: Нарты оленьи
Автор: Бондаренко Фекла Семеновна
Дата создания: 2012 год
Техника: дерево, сборка, ручная работа
Место создания: ЯНАО
Размеры: 275×36×79×170 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 14221507
#5
Владимир Вылла
Морда
#6
Рыболовство занимает важное место в традиционном хозяйстве большинства народов Севера. Как отмечают историки, в специализированную отрасль оно выделилось еще во времена неолита — в V–III тысячелетиях до нашей эры.

В бассейнах рек Амура и Оби, в Камчатско-Охотском регионе и на острове Сахалин рыболовство в значительной степени определяло материальную культуру коренных жителей. Рыба была основной пищей и кормом для упряжных собак, а из рыбьей кожи шили одежду и обувь. Народы, которые занимались рыболовством, вели оседлый или полуоседлый образ жизни, переезжая на места летнего промысла. Рыбу, которую добывали во время сезонного лова, заготавливали на зиму, а отходы шли на корм собакам.

Пока люди не придумали рыболовные крючки, лески и сети, рыбу ловили ловушками. Одним из самых древних подобных приспособлений была морда.

Морды делали из разных материалов: плели из гибких веток и тростника, вязали из сетного полотна, шили из дерюги или мешковины. Размеры ловушки тоже варьировались в зависимости от того, на какой улов рассчитывал рыбак. Средний размер морды составлял 1,5 метра в длину.

Морда из коллекции музея города Муравленко немного крупнее и сплетена из прутьев. Первая рама, в которую посажены рейки морды, сделана из четырех дощечек: коротких горизонтальных и длинных вертикальных. Это придает морде прямоугольную форму.

Внутренняя часть ловушки представляет собой ловчий конус, который состоит из частых тонких прутьев, соединенных между собой проволокой. В нем сделано отверстие, а концы не сплетены, чтобы рыба могла заплыть в ловушку. Большая внешняя часть морды также сплетена из прутьев, соединенных проволокой. Она заканчивается заостренным концом, в нем часто оставляли небольшое отверстие, которое затыкали пучком травы.

Морды ставили и на тихих озерах, и на течении в горных речках. Если сеть, например, ловила рыбу только в первые сутки, а после добыча ее обходила стороной, то морда помогала там, где сети были бесполезны: в коряжнике, густой траве и водорослях.

Морда привлекала рыбу как коряга, дающая тень и укрытие. На быстром течении снасть создавала водное завихрение, и рыба, борясь с течением и пытаясь попасть в затишье за мордой, находила самое тихое место уже внутри ловушки. Поэтому раньше морды вешали на один общий трос и перегораживали такой связкой участок быстрой реки.

Весной, когда рыбы из больших рек заходили в маленькие, морды ставили в мелких рукавах и за камнями с сильной струей воды. Рыба, прыгая вверх по струе из-за камней, попадала прямиком в морду.
#7
Полное наименование: Ловушка для рыбы. Морда
Автор: Владимир Вылла
Дата создания: 1998 год
Техника: ручная работа, плетение, прутья ивы
Место создания: ЯНАО, город Муравленко
Размеры: 180×60×100 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 14215189
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Нарты оленьи, морда

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%