Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Исторический зал XVI — начала XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Навершие шестопёра, Подвеска со знаком
#4

Навершие шестопёра

#9
#2
Навершие шестопера было найдено Н. В. Заварюхиным и Н. С. Русиновичем в начале мая 2007 г. близ деревни Каменка в Атяшевском районе Республики Мордовия. В фонды музея передано Н. В. Заварюхиным.

Навершие шестопера имеет круглое трубчатое полое основание, на нем закреплены пять четырехугольных пластин, расширяющихся кверху. Шестая пластина отсутствует. Пластины прочно приварены к трубчатому основанию. Навершие крепилось на короткое древко и использовалось как ударное оружие с высокой разрушающей силой.

Название «шестопер» произошло от формы наконечника — его делали из шести и более пластин (перьев). Предшественниками этого вида оружия считаются многопластные булавы, которые использовались еще в X веке в странах Ближнего Востока. В массивных навершиях из железа, бронзы и твердых пород дерева выпиливали лопасти прямоугольной или треугольной формы.

В XIII значительно возросло мастерство оружейников, которые научились приковывать лопасти к основанию, разогревая металл в кузне. В этот период шестоперы появились на Руси. Они быстро вытеснили булавы, которые требовали недюжинной физической силы и были неудобны в ближнем бою. Шестигранное навершие весило мало, к тому же в таком оружии не смещался центр тяжести, поэтому им можно было действовать быстро.

Длина первых шестоперов или перначей, как их называли на Руси, была не более 60 см. Грани лопастей обычно были в виде треугольника. Чтобы рукоять было легче держать в руке, на ней делали гарду — некое подобие эфеса. Позднее появились более массивные разновидности перначей с самыми разными видами граней: полукруглыми, прямоугольными и даже фигурными.

Технология их изготовления считалась сложной и стояли перначи дорого, поэтому сложные изделия можно было увидеть только у знати. Вооружали шестоперами и дружину. Впервые этот вид оружия упоминается в I Псковской летописи, где речь идет о победе русского войска над немецкими рыцарями в битве при Гельмеде.

Шестоперы были эффективны в битвах с закованными в латы противниками. В таких боях часто использовали полностью металлические перначи. Они были чуть тяжелее, но за счет малого веса головки лучше сбалансированы. В XVI веке в Европе распространились модификации со сглаженными гранями — такая форма позволяла быстро освободить оружие из пробитого доспеха противника.

В дальнейшем в конструкцию добавились специальные защитные диски, которые присоединяли в нижней части. Они защищали руки и позволяли орудовать шестопером с ослабленным хватом, что было необходимо в ближнем бою. Популярность этого вида оружия падала с постепенным исчезновением доспехов.

С появлением пороховых ружей и пистолей шестопер начал играть декоративную роль. Его использовали как элемент парадного костюма и деталь церемоний. В странах Восточной Европы пернач долгое время служил символом власти.
#3
Дата создания: XII–XIII век
Техника: бронза; ковка, литье, сварка
Размеры: 5×8×8 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: МРОКМ им. И.Д. Воронина
#6

Подвеска со знаком Рюриковичей

#10
#7
Подвеска со знаком Рюриковичей найдена на территории Кельгининского могильника в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия в 2000 году. В фонды Мордовского краеведческого музея подвеска передана профессором, доктором исторических наук Виктором Ивановичем Вихляевым.

Древнерусская геральдическая подвеска со знаком Рюриковичей представляет собой литую металлическую пластину трапециевидной формы с ушком вверху и каплеобразным отростком внизу. На обеих сторонах подвески изображены трезубцы, которые переплетаются и образуют растительный орнамент.

Фамильные знаки Рюриковичей использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на различные предметы. Фамильные знаки ставили на клейма, монеты и печати, но, в отличие от геральдических гербов, они были не родовыми, а личными, то есть каждый князь владел своим собственным знаком.

Подвески с фамильными знаками имели должностные лица, которые представляли интересы и действовали от имени князя. Княжеские личные знаки были широко распространены по всей территории Древней Руси вплоть до XIII века, когда они практически полностью вышли из употребления, уступив место родовым знакам. Княжеский герб носили его дружинники и тиуны (управляющие делами князя), печатями с фамильными знаками заверялись важные документы, ремесленники ставили клейма с княжеским гербом на свои изделия, со знаком князя чеканились монеты.

Как считают ученые, одной из причин, по которым личные знаки вышли из обихода, стало упрощение эмблемы. Создавать новые изображения было все сложнее, поэтому на смену индивидуальным знакам и пришли родовые.

Предметы с фамильными знаками Рюриковичей в форме двузубца и трезубца встречаются очень часто. Они были найдены при раскопках в Великом Новгороде, у села Жовнино в Украине, в Тамани, на дне Цимлянского водохранилища и во многих других местах. Археологам попадаются костяные, деревянные и металлические изделия со знаками Рюриковичей, счетные бирки и амфоры с двузубцами и трезубцами.

Представленная подвеска, вероятнее всего, принадлежала лицу, действовавшему от имени князя Вышеслава — старшего сына Владимира I. Вышеслав занимал новгородский престол с конца 980-х годов до 1010 года. Вывод о принадлежности подвески Вышеславу можно сделать на основании того, что трезубцы младших Владимировичей отличались от отцовского формой вершины центрального зубца. Изображенный на подвеске трезубец чрезвычайно близок к знаку Владимира Святого, но отличается от него формой ножки, треугольная часть которой завершается крестиком.
#8
Дата создания: начало XI века
Техника: оловянно-свинцовый сплав, литье
Размеры: 5,5×3 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: МРОКМ им. И.Д. Воронина
Реставраторы: 2007–2009 гг. ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Навершие шестопёра, Подвеска со знаком

2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%