Копия
Икона первоначально находилась в местном ряду церкви преподобного Кирилла, а в 1668 году была перенесена в Успенский собор. Серебряный позолоченный чеканный оклад, покрывающий фон и поля иконы, выполнен в 30–40-е годы XVII века мастерами царской серебряной палаты.
Иконография «Неопалимой Купины» сложилась в Византии в XI–XIII веках и связана с церковными песнопениями, посвященными Богородице. В русской иконописи образы «Неопалимой Купины» получили распространение в XVI веке. Источником сюжета стало библейское предание о том, как с пророком Моисеем на горе Хорив через горящий терновый куст разговаривал Сам Господь. Этот куст и был назван неопалимой купиной. Уже первые христианские богословы воспринимали это чудо как один из прообразов Воплощения Христова. В богослужебной и святоотеческой литературе с неопалимой купиной сравнивалась Богоматерь, что указывало на ее Приснодевство, — до Рождества Христова, в Рождестве и после Рождества Богородица оставалась Девой: «Яко же купина не сгораше опаляема тако Дева родила еси». Изображения Богоматери Неопалимой Купины становятся своеобразной энциклопедией всех основных ветхозаветных пророчеств. В центре иконы на фоне зелено-красного восьмиугольника, состоящего из двух ромбов, представлен поясной образ Богородицы Одигитрии с Младенцем Христом на руках.
Стилистические особенности и образный строй иконы из Успенского собора позволяют отнести ее к кругу произведений московской живописи середины — второй половины XVI века, к работам художественной мастерской митрополита Макария. Именно в этот период написано много икон на литургические тексты, что свидетельствует о небывалом расцвете на Руси в то время литургического богословия и его слияния с иконописью. В результате этого значительно возрос учительный характер древнерусской иконы. На иконах «Неопалимой Купины» в этот период появляется множество Богородичных символов. Так, на кирилловской иконе в правой руке Богородицы изображена лестница, знаменующая дорогу в рай, которая открылась для человечества после рождения Иисуса Христа: «Иаков видех лестницу утвержену на земли и до небеси, Ангелы Божии восхождаше и нисхождаше, Господь же утверждашеся на ней».
На переднем плане композиции изображены врата, гора и куст, объятый пламенем. Гора нерукосечная — символ Богородицы, по пророку Даниилу, так же как и закрытые врата из видения пророка Иезекииля: «Иезекииль виде от востока врата затворена, и никто же проиде их, токмо один Господь Бог наш». Так, через Богородицу, не нарушив её девства, в мир вошёл воплотившийся Господь. Корень с процветшей новой ветвью символизирует Иисуса Христа: «жезл от корене Иессеева и цвет от него — Христос». В верхнем и нижнем углах зелёного ромба изображения шестикрылых серафимов, а в углах красного ромба — символы четырёх евангелистов. Вокруг восьмиугольника в десяти разноцветных медальонах изображены ангелы, олицетворяющие природные стихии (огонь, ветер, молнию, гром) и человеческие добродетели: мудрость, благочестие, разум, просвещение, воздержание. Размещение ангелов в медальонах — не традиционно для образа и может рассматриваться как особенность кирилловской иконы.
Реставрирована икона в 1975 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации Г. З. Быковой.