Святитель Николай Мирликийский, он же Николай Чудотворец, Угодник, Заступник, — самый известный святой не только православной, но и католической церкви. В России только во славу Богоматери больше написано икон и освящено храмов.
Место рождения Николая — ликийский город Патара. Его родители были христианами, и сам святой с детства отличался религиозностью. Существуют две версии того, как он стал епископом Мирликийским. По одной, его проводником в мир Церкви стал епископ Николай Патарский (дядя святого), сделавший племянника чтецом, а затем рукоположивший в священники. По второй, ликийский епископский собор назначил его епископом Мир прямо из мирян после чудесного знамения.
Первые годы служения Николая пришлись на правление императоров-гонителей на христиан Диоклетиана и Максимилиана (до 305 года). На западе империи гонения прекратились в 305 году, на востоке продолжались до 311 года. В основном в епископство святого Николая действовал закон о веротерпимости, христианские общины распространялись, но одновременно процветали язычество и ереси, с которыми святитель боролся.
Николай Чудотворец прославился как заступник невинно осужденных, примиритель враждующих, покровитель детей, бесприданниц, вдов, рыбаков, путешественников и мореплавателей. Последнее иллюстрирует воскрешение молодым Николаем моряка, который разбился в шторм при падении с мачты.
Среди канонических изображений Николая Чудотворца — поясное, ростовое и житийное. Эту икону первой четверти XV века обнаружили только в 1960-е годы в разрушенном храме.
На реставрацию образа ушло больше 20 лет. Пробную расчистку выполнила в 1979–1981 годах реставратор Ярославского художественного музея Лариса Дмитриевна Рыбцева. Дальнейшую работу вела московский реставратор высшей категории Наталья Васильевна Дунаева. В 1999–2001 годах икона была раскрыта, причем выяснилось, что ее средник менялся. Крупный лик Святителя был написан в XV веке, но в XVIII — записан ростовым изображением. В ходе реставрационных работ более позднее письмо удалось снять и перенести на другую доску.
Как уникальный образец реставрационного искусства икона дважды была представлена на московских выставках.
Это восьмая икона XV века в коллекции музея. Ее включение в постоянную экспозицию произошло в год тридцатилетнего юбилея экспозиции древнерусского искусства в Митрополичьих палатах.
Место рождения Николая — ликийский город Патара. Его родители были христианами, и сам святой с детства отличался религиозностью. Существуют две версии того, как он стал епископом Мирликийским. По одной, его проводником в мир Церкви стал епископ Николай Патарский (дядя святого), сделавший племянника чтецом, а затем рукоположивший в священники. По второй, ликийский епископский собор назначил его епископом Мир прямо из мирян после чудесного знамения.
Первые годы служения Николая пришлись на правление императоров-гонителей на христиан Диоклетиана и Максимилиана (до 305 года). На западе империи гонения прекратились в 305 году, на востоке продолжались до 311 года. В основном в епископство святого Николая действовал закон о веротерпимости, христианские общины распространялись, но одновременно процветали язычество и ереси, с которыми святитель боролся.
Николай Чудотворец прославился как заступник невинно осужденных, примиритель враждующих, покровитель детей, бесприданниц, вдов, рыбаков, путешественников и мореплавателей. Последнее иллюстрирует воскрешение молодым Николаем моряка, который разбился в шторм при падении с мачты.
Среди канонических изображений Николая Чудотворца — поясное, ростовое и житийное. Эту икону первой четверти XV века обнаружили только в 1960-е годы в разрушенном храме.
На реставрацию образа ушло больше 20 лет. Пробную расчистку выполнила в 1979–1981 годах реставратор Ярославского художественного музея Лариса Дмитриевна Рыбцева. Дальнейшую работу вела московский реставратор высшей категории Наталья Васильевна Дунаева. В 1999–2001 годах икона была раскрыта, причем выяснилось, что ее средник менялся. Крупный лик Святителя был написан в XV веке, но в XVIII — записан ростовым изображением. В ходе реставрационных работ более позднее письмо удалось снять и перенести на другую доску.
Как уникальный образец реставрационного искусства икона дважды была представлена на московских выставках.
Это восьмая икона XV века в коллекции музея. Ее включение в постоянную экспозицию произошло в год тридцатилетнего юбилея экспозиции древнерусского искусства в Митрополичьих палатах.