Кинжал с ножнами и шилом из Государственного музея-заповедника «Гатчина» изготовлен в 1888 году. Скорее всего, его изготовили в Чечне — об этом свидетельствует гравированная надпись на клинке «Чилла», которая принадлежит одному из самых известных потомственных чеченских кузнецов-оружейников и клиночников второй половины XIX столетия Чилле. Чеченский мастер был сыном известного оружейника Муртазы Али Базалая, а свое имя по легенде получил от чеченского названия холодного зимнего месяца («чилли»), в который он родился в 1820 году. Продолжив дело отца, он достиг не меньшей славы и его клинки высоко ценились. Чаще всего они имели вороненую поверхность. Невороненым оставался центр клинка по всей его длине.
В память об отце мастер нередко подписывал клинки не только собственным именем, но и отцовским — «Базалай Чилли». В народе его сталь получила название «Чилли буолат», то есть лучшая сталь Чилли. При этом сам мастер не выплавлял сталь, а получал готовое сырье из Дамаска, а потом выковывал из нее изделия и производил закалку, которая придавала стали особое качество.
Возможно, кинжал попал в Гатчинский дворец после путешествия императора Александра III и его семьи на Кавказ в 1888 году. Эта же дата обозначена на его клинке, но надежных документальных подтверждений данной версии пока нет. До Великой Отечественной войны этот кинжал с ножнами висел над диваном в Первой Уборной Александра III в Арсенальном каре.
Клинок стальной, прямой, обоюдоострый, с вытянутым четырехгранным острием, в сечении ромбовидный, лезвия вороненые. На правой стороне клинка выгравирован орнамент с элементами арабского письма, а на левой — надпись в две строки «Чилла 1888». Эфес состоит только из рукояти из двух накладок черного рога, которые скреплены двумя заклепками с коническими головками.
В память об отце мастер нередко подписывал клинки не только собственным именем, но и отцовским — «Базалай Чилли». В народе его сталь получила название «Чилли буолат», то есть лучшая сталь Чилли. При этом сам мастер не выплавлял сталь, а получал готовое сырье из Дамаска, а потом выковывал из нее изделия и производил закалку, которая придавала стали особое качество.
Помимо клинков Чилли изготавливал серебряные рукояти и ножны. Примерно в 1890–1893 годах он переехал во Владикавказ, где открыл мастерскую, изделия которой, хотя и стоили дорого, но имели спрос среди офицеров русской армии и гражданских лиц, в том числе в Санкт-Петербурге и Тифлисе. Сохранились данные о том, что Чилли подарил шашку и кинжал начальнику Терской области генерал-лейтенанту Семену Каханову. Такой же комплект он изготовил для наместника на Кавказе графа Иллариона Воронцова-Дашкова, и для самого императора Николая II. В награду за это он получил от начальника Терской области позолоченный чайный сервиз и право ношения огнестрельного оружия, от Воронцова-Дашкова — золотой медальон с цепью, а от Николая II — золотые швейцарские часы с дарственной надписью «Известному кавказскому мастеру по изготовлению холодного оружия Чилле Муртазалиев».
Возможно, кинжал попал в Гатчинский дворец после путешествия императора Александра III и его семьи на Кавказ в 1888 году. Эта же дата обозначена на его клинке, но надежных документальных подтверждений данной версии пока нет. До Великой Отечественной войны этот кинжал с ножнами висел над диваном в Первой Уборной Александра III в Арсенальном каре.
Клинок стальной, прямой, обоюдоострый, с вытянутым четырехгранным острием, в сечении ромбовидный, лезвия вороненые. На правой стороне клинка выгравирован орнамент с элементами арабского письма, а на левой — надпись в две строки «Чилла 1888». Эфес состоит только из рукояти из двух накладок черного рога, которые скреплены двумя заклепками с коническими головками.