Колесный штуцер из Государственного музея-заповедника «Гатчина» изготовлен в 1710–20-е годы в Вене известным мастером Каспаром Цёльнером. В свое время этот экземпляр находился в собрании оружия российского императора Петра III — Ораниенбаумской Рюст-камере. В 1777 году с разрешения Екатерины II, его забрал к себе в имение в Гатчину граф Григорий Орлов.
Ствол у этого колесного штуцера железный, кованый восьмигранный, а также кроме хвостовика казенника и дульного среза, еще и вороненый. Декор ствола гармонично сочетается с полированной поверхностью замка и темным деревом ложи. В казенной части ствол украшен золочеными завитками, а на верхней грани видна золоченая подпись мастера: «Caspar Zelner». На хвостовике казенника среди завитков выгравирована цифра «1». Это означает, что у колесного штуцера существует парный экземпляр — такой же по оформлению, но с цифрой «2» на хвостовике казенника ствола; в 1777 году он остался в Ораниенбауме, и в 1810 году был перевезен в Оружейную палату Московского кремля, где находится и поныне.
Замок кремневый, колесный. Поверхность замочной доски украшена рельефным и гравированным изображением библейской сцены — сюжета о Сусанне и старцах. Эта история известна по 64 стихам из Книги пророка Даниила (Дан. 13:1): у фонтана в саду сидит полуобнаженная женщина, а рядом через ограду на нее смотрят два старика. Мастер сумел точно воспроизвести эту композицию с гравюры итальянского художника XVI века Аннибале Караччи, а также дополнил ее видом барочного сада. Курок и его уздечка украшены в такой же технике: курок — изображением Юдифи с головой Олоферна, а уздечка — корзиной с цветами.
Ложа колесного штуцера из орехового дерева. Она украшена резными завитками: на верхней правой грани приклада, у переднего края щеки приклада, у хвостовика казенника ствола, перед спусковой скобой и у задней шомпольной трубки. В некоторых частях приклад инкрустирован фигурными латунными позолоченными пластинками с рельефными охотничьими сценами среди завитков. Крышка пенала тоже инкрустирована рамкой с изображениями кавалера и дамы, которые играют на музыкальных инструментах.
Затыльник приклада украшен гравированным изображением женского бюста среди завитков, верхняя часть затыльника зафиксирована защитным шурупом с конусообразной головкой. Спуск со шнеллером — устройством для уменьшения усилия, которое нужно для спуска курка.
Ствол у этого колесного штуцера железный, кованый восьмигранный, а также кроме хвостовика казенника и дульного среза, еще и вороненый. Декор ствола гармонично сочетается с полированной поверхностью замка и темным деревом ложи. В казенной части ствол украшен золочеными завитками, а на верхней грани видна золоченая подпись мастера: «Caspar Zelner». На хвостовике казенника среди завитков выгравирована цифра «1». Это означает, что у колесного штуцера существует парный экземпляр — такой же по оформлению, но с цифрой «2» на хвостовике казенника ствола; в 1777 году он остался в Ораниенбауме, и в 1810 году был перевезен в Оружейную палату Московского кремля, где находится и поныне.
Замок кремневый, колесный. Поверхность замочной доски украшена рельефным и гравированным изображением библейской сцены — сюжета о Сусанне и старцах. Эта история известна по 64 стихам из Книги пророка Даниила (Дан. 13:1): у фонтана в саду сидит полуобнаженная женщина, а рядом через ограду на нее смотрят два старика. Мастер сумел точно воспроизвести эту композицию с гравюры итальянского художника XVI века Аннибале Караччи, а также дополнил ее видом барочного сада. Курок и его уздечка украшены в такой же технике: курок — изображением Юдифи с головой Олоферна, а уздечка — корзиной с цветами.
Ложа колесного штуцера из орехового дерева. Она украшена резными завитками: на верхней правой грани приклада, у переднего края щеки приклада, у хвостовика казенника ствола, перед спусковой скобой и у задней шомпольной трубки. В некоторых частях приклад инкрустирован фигурными латунными позолоченными пластинками с рельефными охотничьими сценами среди завитков. Крышка пенала тоже инкрустирована рамкой с изображениями кавалера и дамы, которые играют на музыкальных инструментах.
Затыльник приклада украшен гравированным изображением женского бюста среди завитков, верхняя часть затыльника зафиксирована защитным шурупом с конусообразной головкой. Спуск со шнеллером — устройством для уменьшения усилия, которое нужно для спуска курка.