#1
Ныряльщицы, Мексиканский ковер, Тумбочка
#2
#3
#4
Как и многие другие предметы квартиры, гравированный триптих «Ныряльщицы» великого японского художника XVIII века Китагавы Утамаро был не только украшением, но и объектом размышлений Эйзенштейна.
Как говорил французский писатель Эдмон де Гонкур, среди триптихов Утамаро «самый изысканный, самый редкий — это тот, что изображает „ныряльщиц“, искательниц аваби — съедобных раковин (подобие устриц)». Сергей Эйзенштейн подробно проанализировал композицию «Ныряльщиц» в своей теоретической работе «Чёт-Нечет». Режиссер писал, что триптих «производит необыкновенное гармоническое впечатление». Эйзенштейн понимал, что графическое мастерство художника глубоко связано с его мировосприятием, воспитанным дальневосточной философией.
В Японии, вслед за Китаем, считают, что мировая гармония основана на единстве противоположностей, которые по-китайски называются Инь и Ян (это тьма и свет, мягкое и твердое, женское и мужское, четное и нечетное). В анализе Эйзенштейн показал, что триптих Утамаро — необычайно сложное «сплетение двух миров — четного и нечетного».
«Шесть фигур распадаются на три листа по две. При этом в каждом случае — одна фигура сидит, а другая — стоит, из них три без верхних одежд, две в верхней, одна — вовсе раздетая и к тому же — ребенок… Одна группа из пяти рыбок ногою обнаженной женской фигуры разделяется надвое: на три и две. Три расчленяются на две и одну… Из трех листов на двух — корзины: одинаковые на различных — четном (II) и нечетном (III) — листах. Двум корзинам на двух листах противостоит на одном листе одна группа рыбок… Цвет среды и обстановки: два элемента. Три зеленых поля полуострова (на трех листах), две коричневые корзины (на двух)…».
Сергей Эйзенштейн «Чёт-нечет»
Такие же закономерности режиссер нашел в том, как художник изобразил одеяния, лица, жесты купальщиц. Ритм повторов и контрастов, «высшая математика» искусства обеспечивает гармонию целого и всех его элементов. Неудивительно, писал Эйзенштейн, что три листа, объединенных в одно целое, «звучат такою необычайной внутренней музыкой».
Как говорил французский писатель Эдмон де Гонкур, среди триптихов Утамаро «самый изысканный, самый редкий — это тот, что изображает „ныряльщиц“, искательниц аваби — съедобных раковин (подобие устриц)». Сергей Эйзенштейн подробно проанализировал композицию «Ныряльщиц» в своей теоретической работе «Чёт-Нечет». Режиссер писал, что триптих «производит необыкновенное гармоническое впечатление». Эйзенштейн понимал, что графическое мастерство художника глубоко связано с его мировосприятием, воспитанным дальневосточной философией.
В Японии, вслед за Китаем, считают, что мировая гармония основана на единстве противоположностей, которые по-китайски называются Инь и Ян (это тьма и свет, мягкое и твердое, женское и мужское, четное и нечетное). В анализе Эйзенштейн показал, что триптих Утамаро — необычайно сложное «сплетение двух миров — четного и нечетного».
«Шесть фигур распадаются на три листа по две. При этом в каждом случае — одна фигура сидит, а другая — стоит, из них три без верхних одежд, две в верхней, одна — вовсе раздетая и к тому же — ребенок… Одна группа из пяти рыбок ногою обнаженной женской фигуры разделяется надвое: на три и две. Три расчленяются на две и одну… Из трех листов на двух — корзины: одинаковые на различных — четном (II) и нечетном (III) — листах. Двум корзинам на двух листах противостоит на одном листе одна группа рыбок… Цвет среды и обстановки: два элемента. Три зеленых поля полуострова (на трех листах), две коричневые корзины (на двух)…».
Сергей Эйзенштейн «Чёт-нечет»
Такие же закономерности режиссер нашел в том, как художник изобразил одеяния, лица, жесты купальщиц. Ритм повторов и контрастов, «высшая математика» искусства обеспечивает гармонию целого и всех его элементов. Неудивительно, писал Эйзенштейн, что три листа, объединенных в одно целое, «звучат такою необычайной внутренней музыкой».
#5
Полное наименование: Ныряльщицы. Триптих
Автор: Китагава Утамаро
Дата создания: около 1790 года
Техника: бумага, цветная ксилография
Место создания: Япония
Размеры: 48×88 см (триптих с подложкой)
Коллекция: Спальня
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 17962578, 17962673, 17962668
Автор: Китагава Утамаро
Дата создания: около 1790 года
Техника: бумага, цветная ксилография
Место создания: Япония
Размеры: 48×88 см (триптих с подложкой)
Коллекция: Спальня
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 17962578, 17962673, 17962668
#6
Мексиканский ковер
#7
#8
Этот ковер, как и другие предметы мексиканского декоративно-прикладного искусства, Сергей Эйзенштейн привез из Мексики в 1932 году. В центре композиции схематично изображен мексиканский вождь-герой, который отождествляется с пернатым змеем Кецалькоатлем — божеством, почитаемым индейцами Латинской Америки с древнейших времен.
Маленький коврик из Мексики с похожей стилизованной фигурой и геометрическим орнаментом лежал, вероятно, в библиотеке квартиры режиссера или украшал его дачу в поселке Кратово.
Еще один ковер из Мексики — тоже с изображением мифологического вождя и бога Кетцалькоатля в центре. Вокруг него изображены фигуры мексиканских воинов в масках, а по углам ковра можно увидеть национальный символ Мексики — птицу каракару со змеей в клюве. Эйзенштейн купил этот ковер в Мексике в период съемок фильма «Que viva Mexico!». В квартире на Потылихе ковер покрывал тахту в спальне режиссера.
Так выглядела спальня Сергея Эйзенштейна — акварельный рисунок сделал художник Георгий Гривцов сразу после кончины режиссера в феврале 1948 года. Спальню наполняет самый разный красочный декор с сакральными мотивами народов мира. С разноцветными коврами, фотографиями в оранжевых паспарту, старинными японскими гравюрами, масками из разных стран мира, разнообразными статуэтками сочетались стены «цвета малины со сливками» — Сергей Эйзенштейн попросил выкрасить комнату именно в этот цвет, который напоминал ему о детстве.
Полосатый ковер-палас украшает экспозицию зоны «Спальня». Он, скорее всего, сшит из традиционных шерстяных накидок-сарапе — их режиссер тоже привез из Мексики. Художница экспозиции «Кабинет Сергея Эйзенштейна» Анна Колейчук стилизовала геометрический орнамент с ковра — белые, оранжевые, темно-коричневые и тонкие синие полосы — и перенесла его на скамейки для посетителей.
Привез Сергей Эйзенштейн из поездки и традиционные сосуды из сушеной тыквы, сделанные руками женщин на юге Мексики, на перешейке Теуантепек между Мексиканским заливом Атлантического океана и Тихим океаном. Аналогичные сосуды в 1931 году были сняты в эпизоде «Сандунга» фильма «Que viva Mexico!».
Маленький коврик из Мексики с похожей стилизованной фигурой и геометрическим орнаментом лежал, вероятно, в библиотеке квартиры режиссера или украшал его дачу в поселке Кратово.
Еще один ковер из Мексики — тоже с изображением мифологического вождя и бога Кетцалькоатля в центре. Вокруг него изображены фигуры мексиканских воинов в масках, а по углам ковра можно увидеть национальный символ Мексики — птицу каракару со змеей в клюве. Эйзенштейн купил этот ковер в Мексике в период съемок фильма «Que viva Mexico!». В квартире на Потылихе ковер покрывал тахту в спальне режиссера.
Так выглядела спальня Сергея Эйзенштейна — акварельный рисунок сделал художник Георгий Гривцов сразу после кончины режиссера в феврале 1948 года. Спальню наполняет самый разный красочный декор с сакральными мотивами народов мира. С разноцветными коврами, фотографиями в оранжевых паспарту, старинными японскими гравюрами, масками из разных стран мира, разнообразными статуэтками сочетались стены «цвета малины со сливками» — Сергей Эйзенштейн попросил выкрасить комнату именно в этот цвет, который напоминал ему о детстве.
Полосатый ковер-палас украшает экспозицию зоны «Спальня». Он, скорее всего, сшит из традиционных шерстяных накидок-сарапе — их режиссер тоже привез из Мексики. Художница экспозиции «Кабинет Сергея Эйзенштейна» Анна Колейчук стилизовала геометрический орнамент с ковра — белые, оранжевые, темно-коричневые и тонкие синие полосы — и перенесла его на скамейки для посетителей.
Привез Сергей Эйзенштейн из поездки и традиционные сосуды из сушеной тыквы, сделанные руками женщин на юге Мексики, на перешейке Теуантепек между Мексиканским заливом Атлантического океана и Тихим океаном. Аналогичные сосуды в 1931 году были сняты в эпизоде «Сандунга» фильма «Que viva Mexico!».
#9
Полное наименование: Ковер мексиканский малый
Дата создания: конец 1920-х–1931 год
Техника: окрашенная шерсть, ткачество
Место создания: Мексика
Размеры: 180,5×155 см
Коллекция: Спальня
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16573171
Дата создания: конец 1920-х–1931 год
Техника: окрашенная шерсть, ткачество
Место создания: Мексика
Размеры: 180,5×155 см
Коллекция: Спальня
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16573171
#10
Прикроватная тумбочка
#11
#12
Две тумбочки для спальни квартиры на Потылихе построили плотники столярного цеха «Мосфильма» по проекту самого Сергея Эйзенштейна. Режиссер намеренно совместил в квартире много стилей. Стиль чиппендейл второй половины XVIII века, в котором выполнены кресло и стул в библиотеке, и стиль ампир начала XIX века — в нем сделано бюро-секретер красного дерева в спальне — соседствуют с мебелью на металлических ножках в стиле баухауз и собственным проектом Эйзенштейна: простыми, функциональными и элегантными стеллажами и стремянкой в библиотеке и с тумбочками в спальне.
На правой тумбочке кинорежиссер держал часы-будильник, пузырьки с лекарствами и лампу для чтения, которую он поставил для удобства на три толстые книги. Подлинные пузырьки от лекарств не сохранились. Но для экспозиции похожие старинные пузырьки Музею кино подарил Петр фон Дервиз, мастер из Государственного научно-исследовательского института реставрации.
У кровати всегда лежали листы бумаги и карандаш, чтобы можно было даже ночью быстро записать пришедшие в голову размышления. Даже в состоянии отдыха работа творческой мысли режиссера не прекращалась. О себе Эйзенштейн в шутку писал, что очень ленив: когда нужно рисовать — читает, когда нужно читать — пишет, когда нужно писать — рисует.
На тумбочке слева от постели были телефон и лампа в стиле баухауз, а в глубине у стены стоял ацтекский каменный ритуальный топорик, который режиссер привез из Мексики. Эйзенштейн, шутя, сопоставлял этот древний каменный профиль с головой своего друга и коллеги Виктора Шкловского.
Над тумбочками, на стене по обеим сторонам мексиканского ковра, Сергей Эйзенштейн повесил фотографии моментов действия своего неоконченного фильма «Que viva Mexico!»: из эпизода пасхального действа в новелле «Фиеста» и из новеллы «Магей». А выше расположил листы японской графики: произведения Утамаро и его современника Тосюсая Сяраку. Мексика и Япония — две любимые страны кинорежиссера. Левее от постели находилось большое ампирное бюро красного дерева с откидной столешницей. За ним висел привезенный из зарубежной командировки полосатый халат.
На правой тумбочке кинорежиссер держал часы-будильник, пузырьки с лекарствами и лампу для чтения, которую он поставил для удобства на три толстые книги. Подлинные пузырьки от лекарств не сохранились. Но для экспозиции похожие старинные пузырьки Музею кино подарил Петр фон Дервиз, мастер из Государственного научно-исследовательского института реставрации.
У кровати всегда лежали листы бумаги и карандаш, чтобы можно было даже ночью быстро записать пришедшие в голову размышления. Даже в состоянии отдыха работа творческой мысли режиссера не прекращалась. О себе Эйзенштейн в шутку писал, что очень ленив: когда нужно рисовать — читает, когда нужно читать — пишет, когда нужно писать — рисует.
На тумбочке слева от постели были телефон и лампа в стиле баухауз, а в глубине у стены стоял ацтекский каменный ритуальный топорик, который режиссер привез из Мексики. Эйзенштейн, шутя, сопоставлял этот древний каменный профиль с головой своего друга и коллеги Виктора Шкловского.
Над тумбочками, на стене по обеим сторонам мексиканского ковра, Сергей Эйзенштейн повесил фотографии моментов действия своего неоконченного фильма «Que viva Mexico!»: из эпизода пасхального действа в новелле «Фиеста» и из новеллы «Магей». А выше расположил листы японской графики: произведения Утамаро и его современника Тосюсая Сяраку. Мексика и Япония — две любимые страны кинорежиссера. Левее от постели находилось большое ампирное бюро красного дерева с откидной столешницей. За ним висел привезенный из зарубежной командировки полосатый халат.
#13
Полное наименование: Прикроватная тумбочка с предметами обихода
Дата создания: 1935 год
Техника: фанера, дерево, ручная работа
Место создания: Москва
Размеры: 50,5×52×52 см
Коллекция: Спальня
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16573078
Дата создания: 1935 год
Техника: фанера, дерево, ручная работа
Место создания: Москва
Размеры: 50,5×52×52 см
Коллекция: Спальня
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16573078
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
1

Открыть в приложении
Поделиться