Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей истории православия Сибири»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Образ, иконостас, икона, крест, хоругвь

1
Открыть в приложении
#1
Образ, Иконостас, Икона «Богоматерь Знамение», Крест напрестольный, Хоругвь
#2

Образ

#22
Образ
#3
В коллекции Архиерейского дома хранится небольшая икона Божией Матери Римской. Изготовили ее во второй половине XIX столетия. Такой образ был популярен у коренных народов Сибири, особенно у остяков-самоедов — так в старину называли селькупов.

Икона относится к типу Одигитрия — это название в переводе с греческого означает «Путеводительница». По преданию, первый такой образ создал евангелист Лука. Богородица изображена с младенцем Христом на левой руке, правой же указывает на младенца. Иисус в левой руке держит свиток со Священным Писанием, а правая у него поднята в жесте христианского благословения. На образе из собрания Архиерейского Дома Богоматерь слегка склонила голову к Христу, хотя обычно ее изображают стоящей прямо. К типу Одигитрия относятся многие иконы, которые особенно почитают в России: Казанская, Тихвинская, Иверская, Троеручица. В их честь в православном календаре установлены специальные праздники.

Считается, что первый образ Римской, или Лиддской иконы Богородицы был нерукотворным. Он появился в городе Лидде на территории современного Израиля. По христианским преданиям, апостолы Петр и Иоанн основали там храм, где на каменном столбе проявилось изображение Богоматери с Христом. Список с этой иконы изготовили для константинопольского патриарха Гермогена. По легенде, когда в Византии стали бороться с иконами, Гермоген отпустил образ Богоматери Лиддской в море. Икона доплыла до Рима и оставалась там, пока в Константинополе не начали снова почитать священные образа.

Икона Богоматери Римской из Тобольского музея отпечатана на бумаге и наклеена на плоскую деревянную основу с округлым нижним краем и заостренной верхней частью. В навершии просверлено круглое отверстие, сквозь которое продевался замшевый шнурок из оленьей кожи. С его помощью икону можно было подвешивать. Образ располагается в углублении и закрывается откидной деревянной крышкой. Дощечки плотно пригнаны друг к другу: такой футляр защищал икону от влаги и повреждений во время кочевок. Все деревянные детали рамки окрашены в темно-коричневый цвет.
#4
Полное наименование предмета: Старый самоедский или остяцкий образ
Дата создания: середина — конец XIX века
Техника: резьба
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 23×11 см
Номер в Госкаталоге: 4109830
#6

Иконостас

#23
Иконостас
#8
Походный иконостас необходим был для молитв там, где не было церкви — например, в дороге, вдали от дома. Он позволял не возить с собой множество икон, которые занимали место в багаже и создавали лишнюю тяжесть. При этом иконостас обеспечивал молящимся все обязательные образа. В воинских полках такие предметы обычно назывались складнями и состояли из нескольких металлических пластин с иконами, которые при необходимости можно было сложить или развернуть.

Походные иконостасы сибирских священников выглядели иначе. В коллекции Тобольского историко-архитектурного музея хранится один из таких экспонатов. Внешне он напоминает кинжал, имеет вытянутую форму, резное навершие и скругленное острие снизу: вероятно, с его помощью предмет закрепляли вертикально на время богослужения. Вырезали это изделие из цельного куска дерева, а затем покрыли красновато-коричневой краской.

Навершие иконостаса имеет форму ромба, на нем вырезан четырехконечный крест. Со средней частью оно соединяется тонкой перемычкой. Средник выполнен в виде прямоугольной фигурной лопасти, которая слегка расширяется кверху. На нем в три яруса располагаются четыре углубления. В двух верхних сохранились миниатюрные медные иконы Иисуса Христа и Николая Чудотворца. Их края украшены растительным орнаментом. Остальные три выемки имеют неправильную форму, образки в них не сохранились.

Православным священникам в Сибири приходилось часто путешествовать по епархии. Они отправлялись в места, где жили представители коренных народов, и проповедовали там, чтобы обратить их в христианскую веру. Кроме того, священнослужители изучали местные языки, лечили больных, налаживали обмен товарами, просвещали кочевников.

Во время таких путешествий чаще всего сложно было найти поблизости православный храм: между городами и селениями могло быть много километров, а у коренных местных жителей церквей не было. Поэтому богослужения часто совершали в скромной дорожной обстановке. Иногда молиться приходилось под открытым небом, но чаще всего священники устанавливали специальный походный храм — легкое сооружение из доступных материалов.
#9
Полное наименование предмета: Походный иконостас
Дата создания: середина XIX — конец XIX века
Техника: резьба
Место создания: Архиерейский дом
Размеры: 96×8,5×2 см
Номер в Госкаталоге: 4109797
#10

Икона «Богоматерь Знамение»

#24
Икона «Богоматерь Знамение»
#12
На иконах типа «Знамение» Богоматерь принято изображать с поднятыми вверх руками и раскрытыми ладонями. Этот жест олицетворяет молитву обо всех христианах, включая грешников, и заступничество перед Христом. На груди Богородицы в круглом медальоне изображают Спаса Эммануила — Христа в виде мальчика-подростка. Такой образ должен был напоминать прихожанам о двойственной природе Иисуса и о том, что он был не только богом, но и человеком — рос и взрослел, как обычный ребенок.

Икона из коллекции Архиерейского дома написано необычно яркими красками — синей, красной, зеленой вместо привычных для русской иконописи приглушенных и темных тонов. Богородица облачена в красную тунику с золотой каймой по вороту. Ее голову и плечи покрывает мафорий — синее покрывало с золотистой отделкой и тремя звездами, которые расположились на лбу и плечах Богоматери: они символизируют ее непорочность до, во время и после рождения Иисуса. Мафорий чаще всего изображали красным, синий цвет этого элемента в русских иконах встречается редко.

Спас Эммануил написан в круге, граница которого отмечена белыми точками. Христос облачен розовый хитон и синий плащ-гиматий. В одной руке он сжимает свиток, другой как бы благословляет зрителей. Всю его фигуру окутывает сияние, а вокруг головы Богородицы находится лучистый нимб.

Большинство мелких деталей иконы имеет особый религиозный смысл. Например, золотые нарукавники-поручи символизируют служение Христу и церкви. А красный и золотой цвета в одеянии Богородицы служат символом ее божественной власти над верующими.

Лицо и фигура Богоматери написаны необычно: ее шея выглядит очень массивной, лицо широкое, с крупными чертами, а слегка раскосые глаза придают сходство с женщинами сибирских кочевых народов. Христа, Богородицу и святых часто изображали в таком духе, если икона предназначалась для разных этнических групп. Женщин на образах писали с монголоидным разрезом глаз, а мужчины часто приобретали длинные висячие усы на татарский манер. При этом их одеяния оставались прежними, похожими на греческие.
#13
Полное наименование предмета: Икона «Богоматерь Знамение»
Дата создания: XIX век
Техника: левкас, масло
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 29×23 см
#14

Крест напрестольный

#25
Крест напрестольный
#15
Напрестольный крест — обязательный атрибут, который хранится в каждом православном храме. Он располагается в алтаре, на небольшом прямоугольном столике, который называют престолом. Там же хранятся антиминс — четырехугольный плат с частицей святых мощей, Евангелие и дарохранительница, в которую помещают вино и просфоры для причастия. Престол считается в православии местом, где незримо присутствует Христос во время богослужения. Напрестольным крестом священники осеняют паству, освящают воду, используют его во время крестных ходов. К нему же прикладываются прихожане после молитвы.

Напрестольный крест из коллекции Тобольского музея изготовлен из меди. Этот металл в Сибири был одним из самых популярных материалов для церковной утвари, створчатых икон-складней и нательных крестов. Добывали его в большом количестве, обрабатывать медь было легко, и стоила она сравнительно недорого.

Крест имеет восемь концов: кроме основной поперечной перекладины, сверху и снизу располагаются еще две. По периметру он окаймлен тонким ободком, почти всю поверхность украшает рельефный рисунок. В верхней части креста — так называемом оглавии — расположилась фигура Саваофа, или Бога-Отца. Под ним видны очертания летящих ангелов с платками в руках, а между ними изображен голубь, который олицетворяет Святого Духа.

В центральной части креста находится рельефная фигура распятого Иисуса. Его голова увенчана узорчатым нимбом, внутри которого расположен крест. Возле ладоней Спасителя изображены луна и солнце, а в ногах — человеческий череп, или голова Адама. По преданию, первого человека на земле похоронили на Голгофе. Кровь Христа во время казни пролилась на останки Адама и таким образом символически очистила весь род человеческий от грехов.

На нижней наклонной перекладине креста мастер изобразил панораму Иерусалима. С обратной стороны изделия выбиты контур Голгофского креста и текст канона Животворящему кресту:
#27
Крест хранитель всей Вселенной, крест красота церковная, крест царям держава, крест верным утверждение, крест ангелам слава, крест бесам язва.
#16
Полное наименование предмета: Крест напрестольный
Дата создания: XIX век
Техника: литьё
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 40×20 см
#18

Хоругвь

#26
Хоругвь
#20
Хоругвь — древнейший вид знамени. В старину русские воины брали в походы стяги с иконописными изображениями Христа, Богоматери, Троицы или самых почитаемых святых. Считалось, что небесные силы оберегают войско в бою и помогают победить. К хоругвям относились очень бережно, не позволяли врагам захватить их или повредить стрелами.

В императорской России у каждого полка был свой небесный покровитель и знамя с его изображением. Историк Павел Савваитов так описывал военные хоругви XVI–XVII веков:
#28
Полотно делалось в виде четвероугольника из тафты, камки, киндика, кумача, крашенины; нередко нижний угол его, не прилегающий к древку, срезывался, и оставшаяся часть составляла откос, вместо которого иногда делались два или три хвоста в виде клиньев.
#29
Церковные хоругви внешне выглядели немного иначе, чем воинские. Полотнище крепили к крестообразной перекладине на древке при помощи шнуров. Такие знамена предназначались для торжественных шествий в праздники. Их несли впереди процессии специальные служители — хоругвеносцы.

Самым популярным материалом для церковных стягов было полотно разных видов: саржа, шелк, бархат, тафта. На ткань наносили священные изображения — живописные, вышитые, созданные в технике аппликации. Их украшали золотыми и серебряными нитями, шнурами, кистями, бахромой.

Встречались и металлические хоругви. Они были более долговечны, чем тканевые, и не выцветали со временем. К этому типу относится и экспонат Архиерейского дома. Верхняя часть хоругви обрамлена ажурным металлическим орнаментом, на нем сохранились следы позолоты. В центре рамки расположилось живописное изображение святого Николая Чудотворца — покровителя земледельцев, детей, воинов и путешественников, одного из самых почитаемых святых в России. Святитель облачен в архиерейские одежды для богослужения: широкий длинный саккос из красной ткани и омофор — длинную белую ленту, которая охватывала шею и спускалась на грудь. Правая рука Николая Чудотворца поднята, пальцы сложены в жесте благословения. Изображение сохранилось не полностью: часть красок стерлась и осыпалась от времени.
#21
Полное наименование предмета: Хоругвь металлическая овальная в прорезном обрамлении
Дата создания: начало XX века
Техника: ковка, роспись
Место создания: Мулымья, Кондинский район, Ханты-Мансийский автономный округ
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 79×56,5 см
Номер в Госкаталоге: 3547467
#30
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Образ, иконостас, икона, крест, хоругвь

1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%