#1
Образ, Иконостас, Икона «Богоматерь Знамение», Крест напрестольный, Хоругвь
#2
#22
Образ
#3
В коллекции Архиерейского дома хранится небольшая икона Божией Матери Римской. Изготовили ее во второй половине XIX столетия. Такой образ был популярен у коренных народов Сибири, особенно у остяков-самоедов — так в старину называли селькупов.
Икона относится к типу Одигитрия — это название в переводе с греческого означает «Путеводительница». По преданию, первый такой образ создал евангелист Лука. Богородица изображена с младенцем Христом на левой руке, правой же указывает на младенца. Иисус в левой руке держит свиток со Священным Писанием, а правая у него поднята в жесте христианского благословения. На образе из собрания Архиерейского Дома Богоматерь слегка склонила голову к Христу, хотя обычно ее изображают стоящей прямо. К типу Одигитрия относятся многие иконы, которые особенно почитают в России: Казанская, Тихвинская, Иверская, Троеручица. В их честь в православном календаре установлены специальные праздники.
Считается, что первый образ Римской, или Лиддской иконы Богородицы был нерукотворным. Он появился в городе Лидде на территории современного Израиля. По христианским преданиям, апостолы Петр и Иоанн основали там храм, где на каменном столбе проявилось изображение Богоматери с Христом. Список с этой иконы изготовили для константинопольского патриарха Гермогена. По легенде, когда в Византии стали бороться с иконами, Гермоген отпустил образ Богоматери Лиддской в море. Икона доплыла до Рима и оставалась там, пока в Константинополе не начали снова почитать священные образа.
Икона Богоматери Римской из Тобольского музея отпечатана на бумаге и наклеена на плоскую деревянную основу с округлым нижним краем и заостренной верхней частью. В навершии просверлено круглое отверстие, сквозь которое продевался замшевый шнурок из оленьей кожи. С его помощью икону можно было подвешивать. Образ располагается в углублении и закрывается откидной деревянной крышкой. Дощечки плотно пригнаны друг к другу: такой футляр защищал икону от влаги и повреждений во время кочевок. Все деревянные детали рамки окрашены в темно-коричневый цвет.
Икона относится к типу Одигитрия — это название в переводе с греческого означает «Путеводительница». По преданию, первый такой образ создал евангелист Лука. Богородица изображена с младенцем Христом на левой руке, правой же указывает на младенца. Иисус в левой руке держит свиток со Священным Писанием, а правая у него поднята в жесте христианского благословения. На образе из собрания Архиерейского Дома Богоматерь слегка склонила голову к Христу, хотя обычно ее изображают стоящей прямо. К типу Одигитрия относятся многие иконы, которые особенно почитают в России: Казанская, Тихвинская, Иверская, Троеручица. В их честь в православном календаре установлены специальные праздники.
Считается, что первый образ Римской, или Лиддской иконы Богородицы был нерукотворным. Он появился в городе Лидде на территории современного Израиля. По христианским преданиям, апостолы Петр и Иоанн основали там храм, где на каменном столбе проявилось изображение Богоматери с Христом. Список с этой иконы изготовили для константинопольского патриарха Гермогена. По легенде, когда в Византии стали бороться с иконами, Гермоген отпустил образ Богоматери Лиддской в море. Икона доплыла до Рима и оставалась там, пока в Константинополе не начали снова почитать священные образа.
Икона Богоматери Римской из Тобольского музея отпечатана на бумаге и наклеена на плоскую деревянную основу с округлым нижним краем и заостренной верхней частью. В навершии просверлено круглое отверстие, сквозь которое продевался замшевый шнурок из оленьей кожи. С его помощью икону можно было подвешивать. Образ располагается в углублении и закрывается откидной деревянной крышкой. Дощечки плотно пригнаны друг к другу: такой футляр защищал икону от влаги и повреждений во время кочевок. Все деревянные детали рамки окрашены в темно-коричневый цвет.
#4
Полное наименование предмета: Старый самоедский или остяцкий образ
Дата создания: середина — конец XIX века
Техника: резьба
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 23×11 см
Номер в Госкаталоге: 4109830
Дата создания: середина — конец XIX века
Техника: резьба
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 23×11 см
Номер в Госкаталоге: 4109830
#6
Иконостас
#23
Иконостас
#8
Походный иконостас необходим был для молитв там, где не было церкви — например, в дороге, вдали от дома. Он позволял не возить с собой множество икон, которые занимали место в багаже и создавали лишнюю тяжесть. При этом иконостас обеспечивал молящимся все обязательные образа. В воинских полках такие предметы обычно назывались складнями и состояли из нескольких металлических пластин с иконами, которые при необходимости можно было сложить или развернуть.
Походные иконостасы сибирских священников выглядели иначе. В коллекции Тобольского историко-архитектурного музея хранится один из таких экспонатов. Внешне он напоминает кинжал, имеет вытянутую форму, резное навершие и скругленное острие снизу: вероятно, с его помощью предмет закрепляли вертикально на время богослужения. Вырезали это изделие из цельного куска дерева, а затем покрыли красновато-коричневой краской.
Навершие иконостаса имеет форму ромба, на нем вырезан четырехконечный крест. Со средней частью оно соединяется тонкой перемычкой. Средник выполнен в виде прямоугольной фигурной лопасти, которая слегка расширяется кверху. На нем в три яруса располагаются четыре углубления. В двух верхних сохранились миниатюрные медные иконы Иисуса Христа и Николая Чудотворца. Их края украшены растительным орнаментом. Остальные три выемки имеют неправильную форму, образки в них не сохранились.
Православным священникам в Сибири приходилось часто путешествовать по епархии. Они отправлялись в места, где жили представители коренных народов, и проповедовали там, чтобы обратить их в христианскую веру. Кроме того, священнослужители изучали местные языки, лечили больных, налаживали обмен товарами, просвещали кочевников.
Во время таких путешествий чаще всего сложно было найти поблизости православный храм: между городами и селениями могло быть много километров, а у коренных местных жителей церквей не было. Поэтому богослужения часто совершали в скромной дорожной обстановке. Иногда молиться приходилось под открытым небом, но чаще всего священники устанавливали специальный походный храм — легкое сооружение из доступных материалов.
Походные иконостасы сибирских священников выглядели иначе. В коллекции Тобольского историко-архитектурного музея хранится один из таких экспонатов. Внешне он напоминает кинжал, имеет вытянутую форму, резное навершие и скругленное острие снизу: вероятно, с его помощью предмет закрепляли вертикально на время богослужения. Вырезали это изделие из цельного куска дерева, а затем покрыли красновато-коричневой краской.
Навершие иконостаса имеет форму ромба, на нем вырезан четырехконечный крест. Со средней частью оно соединяется тонкой перемычкой. Средник выполнен в виде прямоугольной фигурной лопасти, которая слегка расширяется кверху. На нем в три яруса располагаются четыре углубления. В двух верхних сохранились миниатюрные медные иконы Иисуса Христа и Николая Чудотворца. Их края украшены растительным орнаментом. Остальные три выемки имеют неправильную форму, образки в них не сохранились.
Православным священникам в Сибири приходилось часто путешествовать по епархии. Они отправлялись в места, где жили представители коренных народов, и проповедовали там, чтобы обратить их в христианскую веру. Кроме того, священнослужители изучали местные языки, лечили больных, налаживали обмен товарами, просвещали кочевников.
Во время таких путешествий чаще всего сложно было найти поблизости православный храм: между городами и селениями могло быть много километров, а у коренных местных жителей церквей не было. Поэтому богослужения часто совершали в скромной дорожной обстановке. Иногда молиться приходилось под открытым небом, но чаще всего священники устанавливали специальный походный храм — легкое сооружение из доступных материалов.
#9
Полное наименование предмета: Походный иконостас
Дата создания: середина XIX — конец XIX века
Техника: резьба
Место создания: Архиерейский дом
Размеры: 96×8,5×2 см
Номер в Госкаталоге: 4109797
Дата создания: середина XIX — конец XIX века
Техника: резьба
Место создания: Архиерейский дом
Размеры: 96×8,5×2 см
Номер в Госкаталоге: 4109797
#10
Икона «Богоматерь Знамение»
#24
Икона «Богоматерь Знамение»
#12
На иконах типа «Знамение» Богоматерь принято изображать с поднятыми вверх руками и раскрытыми ладонями. Этот жест олицетворяет молитву обо всех христианах, включая грешников, и заступничество перед Христом. На груди Богородицы в круглом медальоне изображают Спаса Эммануила — Христа в виде мальчика-подростка. Такой образ должен был напоминать прихожанам о двойственной природе Иисуса и о том, что он был не только богом, но и человеком — рос и взрослел, как обычный ребенок.
Икона из коллекции Архиерейского дома написано необычно яркими красками — синей, красной, зеленой вместо привычных для русской иконописи приглушенных и темных тонов. Богородица облачена в красную тунику с золотой каймой по вороту. Ее голову и плечи покрывает мафорий — синее покрывало с золотистой отделкой и тремя звездами, которые расположились на лбу и плечах Богоматери: они символизируют ее непорочность до, во время и после рождения Иисуса. Мафорий чаще всего изображали красным, синий цвет этого элемента в русских иконах встречается редко.
Спас Эммануил написан в круге, граница которого отмечена белыми точками. Христос облачен розовый хитон и синий плащ-гиматий. В одной руке он сжимает свиток, другой как бы благословляет зрителей. Всю его фигуру окутывает сияние, а вокруг головы Богородицы находится лучистый нимб.
Большинство мелких деталей иконы имеет особый религиозный смысл. Например, золотые нарукавники-поручи символизируют служение Христу и церкви. А красный и золотой цвета в одеянии Богородицы служат символом ее божественной власти над верующими.
Лицо и фигура Богоматери написаны необычно: ее шея выглядит очень массивной, лицо широкое, с крупными чертами, а слегка раскосые глаза придают сходство с женщинами сибирских кочевых народов. Христа, Богородицу и святых часто изображали в таком духе, если икона предназначалась для разных этнических групп. Женщин на образах писали с монголоидным разрезом глаз, а мужчины часто приобретали длинные висячие усы на татарский манер. При этом их одеяния оставались прежними, похожими на греческие.
Икона из коллекции Архиерейского дома написано необычно яркими красками — синей, красной, зеленой вместо привычных для русской иконописи приглушенных и темных тонов. Богородица облачена в красную тунику с золотой каймой по вороту. Ее голову и плечи покрывает мафорий — синее покрывало с золотистой отделкой и тремя звездами, которые расположились на лбу и плечах Богоматери: они символизируют ее непорочность до, во время и после рождения Иисуса. Мафорий чаще всего изображали красным, синий цвет этого элемента в русских иконах встречается редко.
Спас Эммануил написан в круге, граница которого отмечена белыми точками. Христос облачен розовый хитон и синий плащ-гиматий. В одной руке он сжимает свиток, другой как бы благословляет зрителей. Всю его фигуру окутывает сияние, а вокруг головы Богородицы находится лучистый нимб.
Большинство мелких деталей иконы имеет особый религиозный смысл. Например, золотые нарукавники-поручи символизируют служение Христу и церкви. А красный и золотой цвета в одеянии Богородицы служат символом ее божественной власти над верующими.
Лицо и фигура Богоматери написаны необычно: ее шея выглядит очень массивной, лицо широкое, с крупными чертами, а слегка раскосые глаза придают сходство с женщинами сибирских кочевых народов. Христа, Богородицу и святых часто изображали в таком духе, если икона предназначалась для разных этнических групп. Женщин на образах писали с монголоидным разрезом глаз, а мужчины часто приобретали длинные висячие усы на татарский манер. При этом их одеяния оставались прежними, похожими на греческие.
#13
Полное наименование предмета: Икона «Богоматерь Знамение»
Дата создания: XIX век
Техника: левкас, масло
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 29×23 см
Дата создания: XIX век
Техника: левкас, масло
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 29×23 см
#14
Крест напрестольный
#25
Крест напрестольный
#15
Напрестольный крест — обязательный атрибут, который хранится в каждом православном храме. Он располагается в алтаре, на небольшом прямоугольном столике, который называют престолом. Там же хранятся антиминс — четырехугольный плат с частицей святых мощей, Евангелие и дарохранительница, в которую помещают вино и просфоры для причастия. Престол считается в православии местом, где незримо присутствует Христос во время богослужения. Напрестольным крестом священники осеняют паству, освящают воду, используют его во время крестных ходов. К нему же прикладываются прихожане после молитвы.
Напрестольный крест из коллекции Тобольского музея изготовлен из меди. Этот металл в Сибири был одним из самых популярных материалов для церковной утвари, створчатых икон-складней и нательных крестов. Добывали его в большом количестве, обрабатывать медь было легко, и стоила она сравнительно недорого.
Крест имеет восемь концов: кроме основной поперечной перекладины, сверху и снизу располагаются еще две. По периметру он окаймлен тонким ободком, почти всю поверхность украшает рельефный рисунок. В верхней части креста — так называемом оглавии — расположилась фигура Саваофа, или Бога-Отца. Под ним видны очертания летящих ангелов с платками в руках, а между ними изображен голубь, который олицетворяет Святого Духа.
В центральной части креста находится рельефная фигура распятого Иисуса. Его голова увенчана узорчатым нимбом, внутри которого расположен крест. Возле ладоней Спасителя изображены луна и солнце, а в ногах — человеческий череп, или голова Адама. По преданию, первого человека на земле похоронили на Голгофе. Кровь Христа во время казни пролилась на останки Адама и таким образом символически очистила весь род человеческий от грехов.
На нижней наклонной перекладине креста мастер изобразил панораму Иерусалима. С обратной стороны изделия выбиты контур Голгофского креста и текст канона Животворящему кресту:
Напрестольный крест из коллекции Тобольского музея изготовлен из меди. Этот металл в Сибири был одним из самых популярных материалов для церковной утвари, створчатых икон-складней и нательных крестов. Добывали его в большом количестве, обрабатывать медь было легко, и стоила она сравнительно недорого.
Крест имеет восемь концов: кроме основной поперечной перекладины, сверху и снизу располагаются еще две. По периметру он окаймлен тонким ободком, почти всю поверхность украшает рельефный рисунок. В верхней части креста — так называемом оглавии — расположилась фигура Саваофа, или Бога-Отца. Под ним видны очертания летящих ангелов с платками в руках, а между ними изображен голубь, который олицетворяет Святого Духа.
В центральной части креста находится рельефная фигура распятого Иисуса. Его голова увенчана узорчатым нимбом, внутри которого расположен крест. Возле ладоней Спасителя изображены луна и солнце, а в ногах — человеческий череп, или голова Адама. По преданию, первого человека на земле похоронили на Голгофе. Кровь Христа во время казни пролилась на останки Адама и таким образом символически очистила весь род человеческий от грехов.
На нижней наклонной перекладине креста мастер изобразил панораму Иерусалима. С обратной стороны изделия выбиты контур Голгофского креста и текст канона Животворящему кресту:
#27
Крест хранитель всей Вселенной, крест красота церковная, крест царям держава, крест верным утверждение, крест ангелам слава, крест бесам язва.
#16
Полное наименование предмета: Крест напрестольный
Дата создания: XIX век
Техника: литьё
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 40×20 см
Техника: литьё
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 40×20 см
#18
Хоругвь
#26
Хоругвь
#20
Хоругвь — древнейший вид знамени. В старину русские воины брали в походы стяги с иконописными изображениями Христа, Богоматери, Троицы или самых почитаемых святых. Считалось, что небесные силы оберегают войско в бою и помогают победить. К хоругвям относились очень бережно, не позволяли врагам захватить их или повредить стрелами.
В императорской России у каждого полка был свой небесный покровитель и знамя с его изображением. Историк Павел Савваитов так описывал военные хоругви XVI–XVII веков:
В императорской России у каждого полка был свой небесный покровитель и знамя с его изображением. Историк Павел Савваитов так описывал военные хоругви XVI–XVII веков:
#28
Полотно делалось в виде четвероугольника из тафты, камки, киндика, кумача, крашенины; нередко нижний угол его, не прилегающий к древку, срезывался, и оставшаяся часть составляла откос, вместо которого иногда делались два или три хвоста в виде клиньев.
#29
Церковные хоругви внешне выглядели немного иначе, чем воинские. Полотнище крепили к крестообразной перекладине на древке при помощи шнуров. Такие знамена предназначались для торжественных шествий в праздники. Их несли впереди процессии специальные служители — хоругвеносцы.
Самым популярным материалом для церковных стягов было полотно разных видов: саржа, шелк, бархат, тафта. На ткань наносили священные изображения — живописные, вышитые, созданные в технике аппликации. Их украшали золотыми и серебряными нитями, шнурами, кистями, бахромой.
Встречались и металлические хоругви. Они были более долговечны, чем тканевые, и не выцветали со временем. К этому типу относится и экспонат Архиерейского дома. Верхняя часть хоругви обрамлена ажурным металлическим орнаментом, на нем сохранились следы позолоты. В центре рамки расположилось живописное изображение святого Николая Чудотворца — покровителя земледельцев, детей, воинов и путешественников, одного из самых почитаемых святых в России. Святитель облачен в архиерейские одежды для богослужения: широкий длинный саккос из красной ткани и омофор — длинную белую ленту, которая охватывала шею и спускалась на грудь. Правая рука Николая Чудотворца поднята, пальцы сложены в жесте благословения. Изображение сохранилось не полностью: часть красок стерлась и осыпалась от времени.
Самым популярным материалом для церковных стягов было полотно разных видов: саржа, шелк, бархат, тафта. На ткань наносили священные изображения — живописные, вышитые, созданные в технике аппликации. Их украшали золотыми и серебряными нитями, шнурами, кистями, бахромой.
Встречались и металлические хоругви. Они были более долговечны, чем тканевые, и не выцветали со временем. К этому типу относится и экспонат Архиерейского дома. Верхняя часть хоругви обрамлена ажурным металлическим орнаментом, на нем сохранились следы позолоты. В центре рамки расположилось живописное изображение святого Николая Чудотворца — покровителя земледельцев, детей, воинов и путешественников, одного из самых почитаемых святых в России. Святитель облачен в архиерейские одежды для богослужения: широкий длинный саккос из красной ткани и омофор — длинную белую ленту, которая охватывала шею и спускалась на грудь. Правая рука Николая Чудотворца поднята, пальцы сложены в жесте благословения. Изображение сохранилось не полностью: часть красок стерлась и осыпалась от времени.
#21
Полное наименование предмета: Хоругвь металлическая овальная в прорезном обрамлении
Дата создания: начало XX века
Техника: ковка, роспись
Место создания: Мулымья, Кондинский район, Ханты-Мансийский автономный округ
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Дата создания: начало XX века
Техника: ковка, роспись
Место создания: Мулымья, Кондинский район, Ханты-Мансийский автономный округ
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 79×56,5 см
Номер в Госкаталоге: 3547467
Номер в Госкаталоге: 3547467
#30
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Образ, иконостас, икона, крест, хоругвь
Коллекция
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться