Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Жизнь и творчество Бажова П.П.»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Очки, трубка, перьевая ручка, зажигалка

0
Открыть в приложении
#1
Очки
#7
После 60 лет зрение Павла Петровича Бажова стало стремительно ухудшаться. Писателя, получавшего множество корреспонденций, привыкшего ездить в командировки, много и интенсивно читать и сочинять, этот факт сильно угнетал. Дальнозоркость и прочие диагнозы мешали Бажову работать — как на литературном поприще, так и исполняя свои обязанности народного избранника, к которым Павел Петрович относился очень ответственно. В 1950 году окулистами ему был выписан сложный рецепт на очки — на +10 диоптрий.
#8
Ходил по всем главным знаменитостям. Утешительного оказалось мало. Все как сговорились, находят распад центральной части сетчатки. Иными словами говоря, это значит — прямая дорога к слепоте… Положение со зрением очень и очень тревожит. Дошло до того, что в двух-трех метрах не различаю самых близких людей. На этот раз ездил в Москву с поводырем: возил с собой Риду. Без нее было бы невозможно вечерами найти нужные адреса.
Бажов П.П.
#9
Бажову становилось все труднее ориентироваться в пространстве, он перестал разбирать свои рукописи. Да и печатный текст давался ему все хуже. Когда он набирал какую-то историю на пишущей машинке, то сетовал, что далеко не всегда попадает по тем клавишам, которые необходимы. В результате выходили «самые дикие словосочетания, верней, буквенные неожиданности».

Плохое зрение было одной из причин того, что писатель так и не успел реализовать множество творческих замыслов последнего десятилетия своей жизни. У Бажова было большое количество всевозможных тем для исследований и идей для новых произведений. Практически в каждом письме этого периода ему приходилось или оправдываться, или извиняться за невыполненную работу:
#10
Основное объяснение о причинах моего молчания в предшествующем письме. И это, … к сожалению, не уловка, не лазейка, а очень и очень всерьез. Целые месяцы теперь совсем не пишу: угнетает быстрое падение зрения. Еще раз будьте здоровы. Пытался, как видите, переходить на письма под диктовку, но это пока мне кажется довольно диким, так как здесь неизбежно между двумя присутствует третий.
Бажов П.П.
#2
Название: Очки
Дата создания: 1930–1940-е годы
Место создания: СССР
Техника: стекло, пластмасса, металл, сборка, шлифовка
Размеры: 11,8×12,4 см, диаметр линз — 4,4 см
#11
Курительная трубка
#12
Несмотря на то, что Павел Петрович Бажов неоднократно ругал себя за пристрастие к табаку, от вредной привычки он так никогда и не избавился. Наоборот, курительная трубка была неотъемлемой частью его образа.

У Бажова за всю жизнь было несколько трубок, курил он также и папиросы, и самокрутки. На большей части фотографий и живописных портретов писателя, сделанных в 40-е годы прошлого века, он запечатлен с трубкой. Что характерно, автор знаменитых сказов не всегда ее раскуривал.
#13
Наш поезд шел еле-еле. Все пять дней пути Павел Петрович был нашим спутником и собеседником… Рассказывал он тихим, спокойным голосом, немного даже монотонно. Но слушали его затаив дыхание. Удивительно было по тем временам, что он не курил в вагоне, а просто держал трубку в левой руке. Курящих среди пассажиров было много. Однако все постепенно перестали курить на местах, стали выходить в тамбур. Хотя он ни разу никому даже не намекнул, что курить в вагоне нельзя.
Один из эпизодов по рассказам современников
#14
В своем доме писатель курил без ограничений, все члены семьи к этому привыкли. По воспоминаниям младшей дочери Павла Петровича, Ариадны, работая по ночам над сказами «Малахитовой шкатулки», он гулял по коридору и дымил трубкой. Также Бажов не выпускал ее из рук за беседой или в раздумьях: «Задумавшись, взял трубку, выбил пепел, наполнил ее табаком, закурил… «Врачи говорят: «Бросьте курить!» Я бросил папиросы, взялся за трубку. Поздно мне бросать курить…».

Трубка была таким же узнаваемым штрихом к портрету Бажова, как и его борода.
#16
Вместо могучего, плечистого бородача в полутьме прихожей встречает нас сутуловатый старичок с реденькой бородкой, в поношенной уютной домашней куртке, с трубкой, привычно зажатой сложенными в горсть прокуренными пальцами… усмехается Павел Петрович, посасывая свою трубочку, которая курится у него потихоньку, с этаким уютным хрипеньем, распространяя запах простого, незлого табака, которым, как кажется, пропитан и он сам, и рукописи на столе, и вся эта комната, где он живет и работает, и даже цветы на окнах.
Борис Полевой, очерк «Секрет вечности»
#3
Название: Курительная трубка
Дата создания: первая половина XX века
Техника: дерево, металл; токарная работа
Размеры: 3×10,5×2 см
#15
Перьевая ручка
#17
Металлические перья для письма знали еще древние римляне и греки. Тогда в чести были бронза, медь и серебро — как материалы для изготовления. В XVIII веке англичане и немцы, перехватывая идеи друг у друга, придумали стальное перо, которым активно пользовались во время письма до самого изобретения шариковых ручек. В Российскую империю такие перья попали в середине XIX века, сначала их привозили из-за границы, после начали выпускать и здесь.

Павел Петрович Бажов предпочитал использовать для сочинительства перьевую ручку, не машинку. Известно, что в 1930-е годы, когда задумывались и создавались первые и самые известные сказы: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» и другие, — Бажов писал только от руки, печатная машинка появилась у него лишь в 1944 году. Кроме того, ему был гораздо ближе традиционный способ письма, о чем он нередко упоминал:
#18
Вы только представьте Александра Сергеевича, печатающего на машинке «Я помню чудное мгновенье…» или «Не пой, красавица, при мне…» Представьте, и вы увидите, как это несуразно. Оскорбительно для рукописи, для строк без почерка.
Бажов П.П.
#19
Павел Петрович работал над своими произведениями по ночам, прогуливаясь по коридору спящего дома. «Большинство сказов Павел Петрович написал за своей старой конторкой, простой бамбуковой ручкой, из простенькой чернильницы-непроливашки», — рассказывает уральская писательница Елена Хоринская в своем произведении «Пионерский галстук».

Бажов обладал хорошим языковым вкусом, но он всегда старательно, долго и тщательно работал со словом. На написание небольшого сказа ему порой было необходимо несколько месяцев кропотливого ночного труда.

Может возникнуть впечатление, что Павел Петрович писал так же, как говорил, — используя диалектные слова, характерный для устной народной речи синтаксис, восклицания, пропуски. Однако это не соответствует действительности. Сказы — это своеобразный лексический концентрат, сложный цельный текст, созданный настоящим мастером слова.

В своих произведениях писатель старался, с одной стороны, максимально передать особенности устной речи уральского заводского жителя, с другой, избежать употребления одних и тех же диалектизмов из текста в текст. Это было достаточно сложно — написать об одном и том же разными узкорегиональными выражениями, сохраняя интерес и понимание читателя.
#4
Название: Перьевая ручка
Автор: Бажов П.П.
Дата создания: начало XX века
Место создания: Российская империя
Техника: камыш, металл, нить, сборка
Размеры: 17,5×0,9 см
#20
Зажигалка
#21
Зажигалка, которой Павел Петрович Бажов пользовался последние годы своей жизни, относится к советским копиям знаменитой австрийской зажигалки IMCO. Практически старейшая в мире (вторая после американцев из Нью-Джерси) компания по производству этих аксессуаров была основана в 1907 году. Сначала она выпускала пуговицы, с 1918 года стала специализироваться на устройствах для получения огня — у фирмы их более 70 моделей. Одна из зажигалок была особенно популярна в СССР, в 1930-е годы похожие выпускало сразу несколько советских заводов.

Однажды товарищ Бажова, прозаик и киносценарист Борис Полевой, назвал эту зажигалку с цилиндрическим корпусом «необыкновенной». Она действительно была довольно необычной формы — по свидетельству современников уральского писателя, сделанной из патрона.

В одном из писем Бажов со свойственной ему ироничностью описал две свои зажигалки. Вторая и есть экспонат дома-музея:
#22
Взять хоть для примера зажигалочку «системы Пермяк». Ее не стыдно было на людях показать, потому что у нее свое лицо — прямолинейная направленность: надо огонь — есть огонь, а остального не требуется. И действительно, там никакого излишества, никаких попыток чем-нибудь удивить: размер не претендует на миниатюрность, никаких поясков и кнопок, и шлифовка без щегольства. Служить такая могла, пока колеско не подносилось, но это уже вполне естественно. Все старится. Нынешняя моя зажигалка тоже с лицом. Из цельного медного штока (Урал медный!) высверлена. Погнуть искродобывающую часть невозможно, т. к. она не припаяна, а утверждена в основном куске металла. Тоже будет действовать, как и «система Пермяк», до изношенности колеска. А что отвинчивать да завинчивать, то это пустяк, рассказ для малышей.
Бажов П.П.
#23
У Бажова с молодости были проблемы с легкими: бронхит, воспаления, а в конце жизни и рак. Однако он никак не мог избавиться от привычки к курению, о чем сетовал в дневниках:

«Бросать ведь прямо необходимо. Особенно для людей моего уклада, у которых по сути дела идет не столько жизнь, сколько курежка. Постоянная, бессмысленная, не оправдываемая никаким намеком на удовольствие, т. к. идет эта курежка каким-то механическим путем только потому, что зажигание папиросы и глотание дыма стало привычным жестом, от которого не можешь отделаться».
#5
Название: Зажигалка
Дата создания: 1940-е годы
Место создания: СССР
Техника: металл, никелирование
Размеры: 7×2 см
#6
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Очки, трубка, перьевая ручка, зажигалка

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%