Икона «Огненное восхождение святого Илии пророка» рассказывает о ветхозаветном праведнике, который жил в первой половине IX века до нашей эры.
Святой Илия посвятил себя Богу и за это получил особый дар: все его молитвы исполнялись. Пророк боролся с язычниками и совершил множество чудес, а когда его земное служение закончилось, он остался живым и вознесся на небо прямо во плоти, сидя в огненной колеснице.
Сцены в среднике — самой крупной части иконы — нужно читать слева направо, против часовой стрелки, начиная от жертвенника с огнем.
В этой части запечатлен эпизод со жрецами божества Ваала. В те годы Израилем правил царь Ахав, женатый на язычнице Иезавели. Она усилила культ своего идола во всей стране, а на христиан начала гонения. Чтобы наказать отступников, Илия вымолил у Бога три года засухи. И когда царь по-настоящему испугался и готов был выслушать пророка, тот предложил устроить состязание между ним и жрецами Ваала. Решено было приготовить два жертвенника и усердно молиться: чья жертва возгорится сама без подношения огня, тот Бог и будет истинным.
После этого свершилось чудо: жертвенник Илии загорелся, и свидетели уверовали в истинного Бога, а Илия убил всех жрецов Ваала. За это на него разгневалась царица Иезавель, и святому пришлось бежать в горы. Там он хотел умереть, но Ангел принес ему еду и питье: посланник Бога велел святому укрепить силы и идти на гору Хорив. Этот эпизод виден во второй сцене.
Самая крупная фигура в центре средника посвящена моменту, когда Илия разговаривал с Богом на горе. После сильного ветра, землетрясения и огня Господь явился пророку вместе с тихим ветром. Он утешил его, сообщив, что Илия не один: еще несколько тысяч израильтян не поклонились Ваалу. Тогда же Он повелел ему помазать на царство в Израиле и Сирии богоизбранных людей, а себе на замену найти ученика Елисея.
Часто на иконах вместо события на горе Хорив художники изображают другую, очень похожую сцену. Еще во время засухи, до встречи со жрецами-язычниками, святой Илия скрывался от гонений у потока Хораф рядом с рекой Иордан. Чтобы он не умер от голода, Бог велел воронам приносить ему пищу. Поэтому на иконах зачастую крупную фигуру пророка Илии можно увидеть рядом с вороном.
Следом по хронологии жития идет сцена, где пророк Илия переходит реку Иордан уже вместе с учеником Елисеем: он взмахивает милотью (плащом), и воды расступаются перед ними.
Завершает рассказ сцена огненного восхождения пророка: он поднимается на небесной колеснице живым к Богу-отцу.
Святой Илия посвятил себя Богу и за это получил особый дар: все его молитвы исполнялись. Пророк боролся с язычниками и совершил множество чудес, а когда его земное служение закончилось, он остался живым и вознесся на небо прямо во плоти, сидя в огненной колеснице.
Сцены в среднике — самой крупной части иконы — нужно читать слева направо, против часовой стрелки, начиная от жертвенника с огнем.
В этой части запечатлен эпизод со жрецами божества Ваала. В те годы Израилем правил царь Ахав, женатый на язычнице Иезавели. Она усилила культ своего идола во всей стране, а на христиан начала гонения. Чтобы наказать отступников, Илия вымолил у Бога три года засухи. И когда царь по-настоящему испугался и готов был выслушать пророка, тот предложил устроить состязание между ним и жрецами Ваала. Решено было приготовить два жертвенника и усердно молиться: чья жертва возгорится сама без подношения огня, тот Бог и будет истинным.
После этого свершилось чудо: жертвенник Илии загорелся, и свидетели уверовали в истинного Бога, а Илия убил всех жрецов Ваала. За это на него разгневалась царица Иезавель, и святому пришлось бежать в горы. Там он хотел умереть, но Ангел принес ему еду и питье: посланник Бога велел святому укрепить силы и идти на гору Хорив. Этот эпизод виден во второй сцене.
Самая крупная фигура в центре средника посвящена моменту, когда Илия разговаривал с Богом на горе. После сильного ветра, землетрясения и огня Господь явился пророку вместе с тихим ветром. Он утешил его, сообщив, что Илия не один: еще несколько тысяч израильтян не поклонились Ваалу. Тогда же Он повелел ему помазать на царство в Израиле и Сирии богоизбранных людей, а себе на замену найти ученика Елисея.
Часто на иконах вместо события на горе Хорив художники изображают другую, очень похожую сцену. Еще во время засухи, до встречи со жрецами-язычниками, святой Илия скрывался от гонений у потока Хораф рядом с рекой Иордан. Чтобы он не умер от голода, Бог велел воронам приносить ему пищу. Поэтому на иконах зачастую крупную фигуру пророка Илии можно увидеть рядом с вороном.
Следом по хронологии жития идет сцена, где пророк Илия переходит реку Иордан уже вместе с учеником Елисеем: он взмахивает милотью (плащом), и воды расступаются перед ними.
Завершает рассказ сцена огненного восхождения пророка: он поднимается на небесной колеснице живым к Богу-отцу.