Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ювелирное искусство VI–XIX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#2
Неизвестный автор
Оклад Евангелия. Христос во славе. Распятие с предстоящими
#3

Происхождение

#4
Один из древнейших предметов собрания декоративно-прикладного искусства Новгородского музея-заповедника происходит из Антониева монастыря (основан в 1106 г.)
#5
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. 1117 г.
#6

Описание

#7
Оклад Евангелия состоит из 2-х отдельных досок в виде неглубокого ковчега, к которым прикреплены поля и средник из цельных медных пластин с эмалевыми, резными изображениями, разделённые басменным бордюром.
#12
Доска оклада Евангелия. Христос во славе
В среднике лицевой доски — композиция «Христос во славе» — сюжет, получивший название «Maestas Domini». Христос представлен в небесной славе, восседающим на престоле, с подножием в виде табурета. Христа окружают апокрифические существа из видения ветхозаветного пророка Иезекииля. Это символы евангелистов: ангел, орел, лев и телец, расположенные в обычном порядке. На синем эмалевом фоне мандорлы — четырёхлепестковые цветы, фон средника украшают маленькие позолоченные диски с пятилепестковыми цветами. Бордюр басменный позолоченный с орнаментом из ромбов и точек. На полях сочетание полуфигур ангелов и узора из ромбов с четырёхлистниками, заключёнными в диски, и стилизованных завитков. Фигуры позолоченные, рельефные головки Христа, Богоматери, Иоанна, ангелов и символов евангелистов литые. При исполнении фона мастер-эмальер варьирует разнообразные оттенки синего, голубой, белый, зелёный, жёлтый, красный цвета, тем самым усиливая настроение
#13
В среднике оборотной доски изображено «Распятие с предстоящими». На фоне тёмно — зелёного шестиконечного креста слегка изогнутое тело Христа, нимб крестчатый, по бокам — два трилистника на тонких изогнутых стеблях. Богоматерь и Иоанн Богослов традиционно представлены стоящими, почти фронтально, со слегка склонёнными в сторону Христа головами. В подножии Голгофа в виде трёх конических горок, в средней привлекает внимание полуфигурка Адама, протягивающего руки к Христу. Над крестом полуфигуры ангелов, опирающихся на сегменты неба. Синий фон средника разделён на пять регистров, украшен четырёхлепестковыми цветами и маленькими золочёными дисками, напоминающими звезды. Также ярки и декоративны поля, обрамляющие композицию. Они делятся на компартименты с полуфигурами ангелов в чередовании геометризованного орнамента ромбов с четырехлистниками с многоцветной эмалью. Все фигуры резные, головки литые, детально проработаны и ярко вызолочены. «Золото» контрастирует с цветной эмалью, создавая сильный эффект, отражая трагизм события.
Доска оклада Евангелия. Распятие с предстоящими
#14
Оклад Евангелия можно отнести к лучшим произведениям мастеров Лиможа, крупнейшего центра эмальерного дела Западной Европы. Иконография памятника, композиционное решение, особенности литья, роскошный орнаментальный декор, яркая цветовая гамма эмали характерны для позднего романского стиля конца XII и начала XIII вв.

Обе доски оклада происходят из древнейшего новгородского Антониева монастыря, возможно доставленные в Новгород средневековыми паломниками. Известно, что до 1930-х годов в соборе Рождества Богородицы находились шесть парных досок от 3-х Евангелий. В XIX в. они были установлены в центральной части собора перед иконостасом около раки святого Антония Римлянина, основателя обители. В собрании Новгородского музея хранятся только две пары досок от двух окладов книг. Судьба третьего оклада остается загадочной. Одна из досок с изображением «Христа во славе» упоминается в 1940 году в частной коллекции Амстердама.
#15
Неизвестный автор
Дискос. Христос Еммануил
#17

Происхождение

#16
Один из древнейших литургических предметов собрания декоративно-прикладного искусства Новгородского музея-заповедника происходит из Антониева монастыря (основан в 1106 г.)
#18

Описание

#19
Дискос — неглубокое серебряное блюдо с нешироким плоским бортом — служил для положения в нем евхаристического хлеба. Является образом того блюда, с которого Иисус Христос на Тайной вечери взял хлеб и претворил его в Свое Пречистое Тело, раздав ученикам. Об этом блюде в Евангелии ничего не сказано, но на праздничных трапезах в древности хлеб подавался только на блюдах.

В центре дискоса, в медальоне двойным контуром вырезан образ Христа Эммануила, Христа в отроческом возрасте. Изображение сочетается с лаконичным орнаментальным бордюром и надписью.
#20
Кириллическая надпись цитирует слова, которые произнес Христос на Тайной вечере:
Приимите и ядите се есть тело мое ломимое за вы и за многы въ оставление греховъ аминь
#21
Декорация блюда в виде «камней» (стёкол) в гладких четырёхлепестковых оправах, густо заполняющих борт блюда, очень выразительна. Эти украшения следуют западной традиции. Резьба постепенно вытесняет чеканку, распространенную в Византии и не только в целях экономии материала. Гравированные изображения прозрачны. Резьба придает легкость фигурам и орнаменту, меняет ракурс при разном освещении.

К сожалению, имени заказчика роскошного блюда мы не знаем, но и в этот сложный исторический период создание священных сосудов оставалось почетной обязанностью высокопоставленных храмоздателей и одной из основных задач мастеров, работавших с драгоценными металлами.

Дискос причислен к выдающимся памятникам иконографии и художественного стиля из богатой ризницы Антониева монастыря, который некоторые источники причисляли к сокровищам Антония Римлянина.
читать дальшескрыть

Оклад Евангелия. Дискос

1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%