#2
Неизвестный автор
Оклад Евангелия. Христос во славе. Распятие с предстоящими
#3
#4
Один из древнейших предметов собрания декоративно-прикладного искусства Новгородского музея-заповедника происходит из Антониева монастыря (основан в 1106 г.)
#5
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. 1117 г.
#6
Описание
#7
Оклад Евангелия состоит из 2-х отдельных досок в виде неглубокого ковчега, к которым прикреплены поля и средник из цельных медных пластин с эмалевыми, резными изображениями, разделённые басменным бордюром.
#12
Доска оклада Евангелия. Христос во славе
В среднике лицевой доски — композиция «Христос во славе» — сюжет, получивший название «Maestas Domini». Христос представлен в небесной славе, восседающим на престоле, с подножием в виде табурета. Христа окружают апокрифические существа из видения ветхозаветного пророка Иезекииля. Это символы евангелистов: ангел, орел, лев и телец, расположенные в обычном порядке. На синем эмалевом фоне мандорлы — четырёхлепестковые цветы, фон средника украшают маленькие позолоченные диски с пятилепестковыми цветами. Бордюр басменный позолоченный с орнаментом из ромбов и точек. На полях сочетание полуфигур ангелов и узора из ромбов с четырёхлистниками, заключёнными в диски, и стилизованных завитков. Фигуры позолоченные, рельефные головки Христа, Богоматери, Иоанна, ангелов и символов евангелистов литые. При исполнении фона мастер-эмальер варьирует разнообразные оттенки синего, голубой, белый, зелёный, жёлтый, красный цвета, тем самым усиливая настроение
#13
В среднике оборотной доски изображено «Распятие с предстоящими». На фоне тёмно — зелёного шестиконечного креста слегка изогнутое тело Христа, нимб крестчатый, по бокам — два трилистника на тонких изогнутых стеблях. Богоматерь и Иоанн Богослов традиционно представлены стоящими, почти фронтально, со слегка склонёнными в сторону Христа головами. В подножии Голгофа в виде трёх конических горок, в средней привлекает внимание полуфигурка Адама, протягивающего руки к Христу. Над крестом полуфигуры ангелов, опирающихся на сегменты неба. Синий фон средника разделён на пять регистров, украшен четырёхлепестковыми цветами и маленькими золочёными дисками, напоминающими звезды. Также ярки и декоративны поля, обрамляющие композицию. Они делятся на компартименты с полуфигурами ангелов в чередовании геометризованного орнамента ромбов с четырехлистниками с многоцветной эмалью. Все фигуры резные, головки литые, детально проработаны и ярко вызолочены. «Золото» контрастирует с цветной эмалью, создавая сильный эффект, отражая трагизм события.
Доска оклада Евангелия. Распятие с предстоящими
#14
Оклад Евангелия можно отнести к лучшим произведениям мастеров Лиможа, крупнейшего центра эмальерного дела Западной Европы. Иконография памятника, композиционное решение, особенности литья, роскошный орнаментальный декор, яркая цветовая гамма эмали характерны для позднего романского стиля конца XII и начала XIII вв.
Обе доски оклада происходят из древнейшего новгородского Антониева монастыря, возможно доставленные в Новгород средневековыми паломниками. Известно, что до 1930-х годов в соборе Рождества Богородицы находились шесть парных досок от 3-х Евангелий. В XIX в. они были установлены в центральной части собора перед иконостасом около раки святого Антония Римлянина, основателя обители. В собрании Новгородского музея хранятся только две пары досок от двух окладов книг. Судьба третьего оклада остается загадочной. Одна из досок с изображением «Христа во славе» упоминается в 1940 году в частной коллекции Амстердама.
Обе доски оклада происходят из древнейшего новгородского Антониева монастыря, возможно доставленные в Новгород средневековыми паломниками. Известно, что до 1930-х годов в соборе Рождества Богородицы находились шесть парных досок от 3-х Евангелий. В XIX в. они были установлены в центральной части собора перед иконостасом около раки святого Антония Римлянина, основателя обители. В собрании Новгородского музея хранятся только две пары досок от двух окладов книг. Судьба третьего оклада остается загадочной. Одна из досок с изображением «Христа во славе» упоминается в 1940 году в частной коллекции Амстердама.
#15
Неизвестный автор
Дискос. Христос Еммануил
#17
Происхождение
#16
Один из древнейших литургических предметов собрания декоративно-прикладного искусства Новгородского музея-заповедника происходит из Антониева монастыря (основан в 1106 г.)
#18
Описание
#19
Дискос — неглубокое серебряное блюдо с нешироким плоским бортом — служил для положения в нем евхаристического хлеба. Является образом того блюда, с которого Иисус Христос на Тайной вечери взял хлеб и претворил его в Свое Пречистое Тело, раздав ученикам. Об этом блюде в Евангелии ничего не сказано, но на праздничных трапезах в древности хлеб подавался только на блюдах.
В центре дискоса, в медальоне двойным контуром вырезан образ Христа Эммануила, Христа в отроческом возрасте. Изображение сочетается с лаконичным орнаментальным бордюром и надписью.
В центре дискоса, в медальоне двойным контуром вырезан образ Христа Эммануила, Христа в отроческом возрасте. Изображение сочетается с лаконичным орнаментальным бордюром и надписью.
#20
Кириллическая надпись цитирует слова, которые произнес Христос на Тайной вечере:
Приимите и ядите се есть тело мое ломимое за вы и за многы въ оставление греховъ аминь
#21
Декорация блюда в виде «камней» (стёкол) в гладких четырёхлепестковых оправах, густо заполняющих борт блюда, очень выразительна. Эти украшения следуют западной традиции. Резьба постепенно вытесняет чеканку, распространенную в Византии и не только в целях экономии материала. Гравированные изображения прозрачны. Резьба придает легкость фигурам и орнаменту, меняет ракурс при разном освещении.
К сожалению, имени заказчика роскошного блюда мы не знаем, но и в этот сложный исторический период создание священных сосудов оставалось почетной обязанностью высокопоставленных храмоздателей и одной из основных задач мастеров, работавших с драгоценными металлами.
Дискос причислен к выдающимся памятникам иконографии и художественного стиля из богатой ризницы Антониева монастыря, который некоторые источники причисляли к сокровищам Антония Римлянина.
К сожалению, имени заказчика роскошного блюда мы не знаем, но и в этот сложный исторический период создание священных сосудов оставалось почетной обязанностью высокопоставленных храмоздателей и одной из основных задач мастеров, работавших с драгоценными металлами.
Дискос причислен к выдающимся памятникам иконографии и художественного стиля из богатой ризницы Антониева монастыря, который некоторые источники причисляли к сокровищам Антония Римлянина.
читать дальшескрыть
Оклад Евангелия. Дискос
Коллекция
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться