Тувинцы издавна разводили крупный рогатый скот. Высокогорные области в районах Тоджи и Тере-Холя с большими запасами мхов и лишайников были прекрасными пастбищами для оленей. По предположению ученых, жители Тувы занимались оленеводством уже в начале нашей эры.
В хозяйстве местных жителей олени были незаменимыми. На них перевозили грузы, охотились, оленье молоко и мясо употребляли в пищу.
Для восточных тувинцев-тоджинцев был характерен вьючно-верховой тип оленеводства, который получил название «саянский». Во время освоения больших промысловых угодий тувинцы использовали животных как транспорт: зимой олени могли проходить под седлом около 60 километров в день и нести при этом больше 40 килограммов груза. Но все-таки в снежное время года их обычно запрягали в нарты.
За оленями не нужно было особого ухода. И летом, и зимой они питались подножным кормом. Кроме этого, для оленей заранее заготавливали сено. Его связывали в толстые жгуты и развешивали по деревьям. Чтобы приручить животных, их подкармливали солью, которую специально для этого везли издалека. Занимались подкормкой в основном тоджинские женщины. Маленьких оленят два месяца держали при юртах под особыми навесами из ветвей лиственницы.
Мужчины должны были вовремя спиливать верхние ветвистые отростки рогов — так оленям было проще передвигаться по узким таежным тропам.
Летом оленей вьючили — так же, как быков. Для этого изготавливали особое седло из березовой древесины — ынгыржак. Оленье вьючное седло, которое хранится в музее, состоит из двух продолговатых дощечек — полок. Их скрепляли между собой роговыми или деревянными дужками — луками. Седло крепили на оленя одной подпругой — специальным ремнем, который затягивали под брюхом. Стремян у седла не было.
Кроме вьючного седла, у тувинцев существовало еще два типа седел: верховое и детское. Верховое создавали по тому же образцу, что и лошадиные седла, и крепили порой так же — посередине спины. Но такой вариант для оленей был опасным и иногда даже приводил к гибели животного. У оленя гораздо крепче передний пояс, поэтому седло старались устанавливать на лопатки.
Второй тип седла — детское — был более сложным вариантом вьючного. Подобные седла были распространены также у казахов и киргизов.
В хозяйстве местных жителей олени были незаменимыми. На них перевозили грузы, охотились, оленье молоко и мясо употребляли в пищу.
Для восточных тувинцев-тоджинцев был характерен вьючно-верховой тип оленеводства, который получил название «саянский». Во время освоения больших промысловых угодий тувинцы использовали животных как транспорт: зимой олени могли проходить под седлом около 60 километров в день и нести при этом больше 40 килограммов груза. Но все-таки в снежное время года их обычно запрягали в нарты.
За оленями не нужно было особого ухода. И летом, и зимой они питались подножным кормом. Кроме этого, для оленей заранее заготавливали сено. Его связывали в толстые жгуты и развешивали по деревьям. Чтобы приручить животных, их подкармливали солью, которую специально для этого везли издалека. Занимались подкормкой в основном тоджинские женщины. Маленьких оленят два месяца держали при юртах под особыми навесами из ветвей лиственницы.
Мужчины должны были вовремя спиливать верхние ветвистые отростки рогов — так оленям было проще передвигаться по узким таежным тропам.
Летом оленей вьючили — так же, как быков. Для этого изготавливали особое седло из березовой древесины — ынгыржак. Оленье вьючное седло, которое хранится в музее, состоит из двух продолговатых дощечек — полок. Их скрепляли между собой роговыми или деревянными дужками — луками. Седло крепили на оленя одной подпругой — специальным ремнем, который затягивали под брюхом. Стремян у седла не было.
Кроме вьючного седла, у тувинцев существовало еще два типа седел: верховое и детское. Верховое создавали по тому же образцу, что и лошадиные седла, и крепили порой так же — посередине спины. Но такой вариант для оленей был опасным и иногда даже приводил к гибели животного. У оленя гораздо крепче передний пояс, поэтому седло старались устанавливать на лопатки.
Второй тип седла — детское — был более сложным вариантом вьючного. Подобные седла были распространены также у казахов и киргизов.