Прясть, ткать и вышивать девочки в крестьянских семьях учились уже в 7–8 лет. Позврослев, они постепенно начинали готовить приданое к будущей свадьбе и подарки родственникам жениха. Обязательной частью приданого были украшенные вышивкой рубахи, сарафаны, юбки, передник, рукава. Также мастерицы создавали изделия, полезные в быту: скатерти, полотенца, подзоры — обрамления для нижнего края кровати, и многое другое.
Каргополь и его округа издавна славились своими вышивками. Этим ремеслом занимались в каждой семье. Даже в первой половине XX века почти в каждом доме были пяла — специальные приспособления для вышивки, пяльца. Сюжеты и орнаменты вышивок передавались из поколения в поколение. Возраст некоторых старинных орнаментов — несколько сотен лет.
Коллекция предметов с вышивкой в собрании музея насчитывает около 500 предметов и относится к XIX — началу XX века. Вышивкой украшали разные предметы, но чаще всего ее можно увидеть на оплечьях женских рубах.
Обычно эти детали делаются в форме прямоугольника или трапеции. Вышивка оплечий (по местному — намышников) строилась в виде замкнутого прямоугольника с плотным ковровым узором. Чаще всего девушки украшали края ореолом из ряда легких цветов. В центре размещали узор из ромбов, розеток (орнамента в виде цветка), восьмиконечных звезд, треугольников и других геометрических форм, которые смыкались в одну зигзагообразную линию. Фон оплечья заполняли полностью. Как правило, каргопольские мастерицы делали его темно-брусничным или насыщенным розовым с введением синего, зеленого и золотистого шелка, а иногда и золотой нити.
На вышитых оплечьях можно увидеть разнообразие техник вышивки. Местные женщины владели практически всеми приемами шитья: древним двусторонним швом «роспись», «набором», похожим на тканые узоры, ажурной строчкой «перевить», гладью, а также стебельчатым «тамбуром».
Главные художественные достоинства каргопольских оплечий — продуманность их композиции, гармоничное соответствие друг другу отдельных элементов насыщенного рисунка, изящное сочетание основного красного цвета с другими. Эти небольшие по размеру вышивки похожи на ковры в миниатюре. На Русском Севере больше нигде не встречается такого многоцветия, такой разнообразной цветовой гаммы вышивки, как на Каргополье.
Каргополь и его округа издавна славились своими вышивками. Этим ремеслом занимались в каждой семье. Даже в первой половине XX века почти в каждом доме были пяла — специальные приспособления для вышивки, пяльца. Сюжеты и орнаменты вышивок передавались из поколения в поколение. Возраст некоторых старинных орнаментов — несколько сотен лет.
Коллекция предметов с вышивкой в собрании музея насчитывает около 500 предметов и относится к XIX — началу XX века. Вышивкой украшали разные предметы, но чаще всего ее можно увидеть на оплечьях женских рубах.
Обычно эти детали делаются в форме прямоугольника или трапеции. Вышивка оплечий (по местному — намышников) строилась в виде замкнутого прямоугольника с плотным ковровым узором. Чаще всего девушки украшали края ореолом из ряда легких цветов. В центре размещали узор из ромбов, розеток (орнамента в виде цветка), восьмиконечных звезд, треугольников и других геометрических форм, которые смыкались в одну зигзагообразную линию. Фон оплечья заполняли полностью. Как правило, каргопольские мастерицы делали его темно-брусничным или насыщенным розовым с введением синего, зеленого и золотистого шелка, а иногда и золотой нити.
На вышитых оплечьях можно увидеть разнообразие техник вышивки. Местные женщины владели практически всеми приемами шитья: древним двусторонним швом «роспись», «набором», похожим на тканые узоры, ажурной строчкой «перевить», гладью, а также стебельчатым «тамбуром».
Главные художественные достоинства каргопольских оплечий — продуманность их композиции, гармоничное соответствие друг другу отдельных элементов насыщенного рисунка, изящное сочетание основного красного цвета с другими. Эти небольшие по размеру вышивки похожи на ковры в миниатюре. На Русском Севере больше нигде не встречается такого многоцветия, такой разнообразной цветовой гаммы вышивки, как на Каргополье.