#7
Оселок прямоугольной формы из серо-белого камня со съёмной головкой льва, Муфта перекрестья меча, Головка зооморфная
#8
#11
#12
Оселок — это точильный камень в виде бруска. С древних времен их используют, чтобы заострить лезвия ножей, кос и других режущих предметов. Прямоугольный оселок из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в погребении в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Это погребение было открыто и разрушено в 1984 году, когда здесь прокладывали водопроводную траншею.
Оселок изготовлен из серо-белого нефрита и декорирован съёмной головкой льва. Зооморфные изображения были очень популярны в скифо-сарматской культуре: в то время считалось, что каждое из них олицетворяет особые качества и покровительствует людям. Особо в искусстве кочевников скифо-сарматской эпохи были популярны образы баранов, лошадей, птиц и кошачьих хищников.
Обычно древние мастера изображали зверей разного вида. В нашем случае непонятно, какому точно виду кошачьих принадлежит животное. Изображения с подобными деталями ученые называют «сарматская пантера»: округлые очертания с тупой, как бы срезанной под прямым углом мордой, рельефно выделенный широкий крупный нос, который зажат между выпуклыми щеками, круглые глаза и полуовальные уши. Подобного рода оселок, вероятнее всего, относился к предмету культа. Видно, что кошка изображена неагрессивной, даже не показана зубастая пасть.
Нефрит — (от дрревнегреческого — почка; устаревшее — почечный камень) — минерал с характерной волокнистой структурой. Одно из самых ценных его качеств — исключительно высокая ударная вязкость. Нефрит с трудом поддаётся расколу, его с древних времен ценили за твердость и долговечность. Он олицетворял собой мудрость и вечность, Небо и Землю. Украшения из нефрита имели глубокий смысл и считались оберегом. Кроме нефрита, ювелирные изделия и предметы культа декорировали вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, а также из цветного стекла и стеклянной пасты.
В 2005 году оселок из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими драгоценными древними предметами экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Оселок изготовлен из серо-белого нефрита и декорирован съёмной головкой льва. Зооморфные изображения были очень популярны в скифо-сарматской культуре: в то время считалось, что каждое из них олицетворяет особые качества и покровительствует людям. Особо в искусстве кочевников скифо-сарматской эпохи были популярны образы баранов, лошадей, птиц и кошачьих хищников.
Обычно древние мастера изображали зверей разного вида. В нашем случае непонятно, какому точно виду кошачьих принадлежит животное. Изображения с подобными деталями ученые называют «сарматская пантера»: округлые очертания с тупой, как бы срезанной под прямым углом мордой, рельефно выделенный широкий крупный нос, который зажат между выпуклыми щеками, круглые глаза и полуовальные уши. Подобного рода оселок, вероятнее всего, относился к предмету культа. Видно, что кошка изображена неагрессивной, даже не показана зубастая пасть.
Нефрит — (от дрревнегреческого — почка; устаревшее — почечный камень) — минерал с характерной волокнистой структурой. Одно из самых ценных его качеств — исключительно высокая ударная вязкость. Нефрит с трудом поддаётся расколу, его с древних времен ценили за твердость и долговечность. Он олицетворял собой мудрость и вечность, Небо и Землю. Украшения из нефрита имели глубокий смысл и считались оберегом. Кроме нефрита, ювелирные изделия и предметы культа декорировали вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, а также из цветного стекла и стеклянной пасты.
В 2005 году оселок из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими драгоценными древними предметами экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#13
Дата создания: I век до н. э.
Техника: шлифовка, литьё, пайка, чеканка
Размеры: 2,2×20,2 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112915; 17112931
Техника: шлифовка, литьё, пайка, чеканка
Размеры: 2,2×20,2 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112915; 17112931
#9
Муфта перекрестья меча
#14
#15
Перекрестье меча обнаружили в погребении в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Погребение было открыто и разрушено в 1984 году, когда здесь прокладывали водопроводную траншею.
В 2015 году ученые сумели узнать, когда примерно изготовили этот артефакт. М.Ю. Трейстер и Б.А. Раев в нижней части перекрестья, которая примыкала к клинку, нашли греческую надпись, выполненную точечными наколами. Она не была видна, когда кинжал был вложен в ножны.
Надпись нанесена пуансоном — специальным инструментом, в древности оттискивали выпукло-вогнутые изображения и орнаменты на пластичных материалах: металле, коже, глине.
В 2015 году ученые сумели узнать, когда примерно изготовили этот артефакт. М.Ю. Трейстер и Б.А. Раев в нижней части перекрестья, которая примыкала к клинку, нашли греческую надпись, выполненную точечными наколами. Она не была видна, когда кинжал был вложен в ножны.
Надпись нанесена пуансоном — специальным инструментом, в древности оттискивали выпукло-вогнутые изображения и орнаменты на пластичных материалах: металле, коже, глине.
«238 (год) (Работа? Корпорации) золотых дел мастеров во главе с Бионом, кроме него, (также) Бакхием. Установленный эклогистом Гаем (вес) хорошего золота 8 драхм, два обола, половина обола».
Текст состоит из трёх частей: в нем указана дата, исполнители работы и вес золота, подтверждённый эклогистом — чиновником, который занимался налоговой оценкой и сбором налогов.
Что касается даты, то 238 год. Он может относиться либо селевкидской эре (с осени 312 года до нашей эры), либо понтийской эре (с 297 года до нашей эры). Таким образом, по селевкидской эре, дата падает на 74 год до нашей эры, а по понтийской — на 59 год до нашей эры. Решить вопрос в пользу одной из эпох затруднительно: кинжал был изготовлен, вероятнее всего, в Малой Азии или за ее восточными пределами, а обе даты совпадают с датировкой погребения.
Перекрестие изготовлено в виде прямой, свёрнутой в эллипсоид золотой обоймы. Она украшена пятью канавками: они опоясывают предмет двумя лентами. Из обоймы перекрестия выходит лезвие, которое сохранило следы деревянной обкладки ножен; на стержне рукояти видны следы костяной обкладки. Меч из погребения Косика мог не иметь навершия, декоративной верхушки. Однако он относится к редким образцам парадного оружия. Погребенный, вероятнее всего, получил его или в качестве дара за службу, или как военную добычу во время похода боспорского царя Фарнака в Малую Азию в 49-47 годах до нашей эры.
В 2005 году перекрестие меча вместе с другими предметами экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Что касается даты, то 238 год. Он может относиться либо селевкидской эре (с осени 312 года до нашей эры), либо понтийской эре (с 297 года до нашей эры). Таким образом, по селевкидской эре, дата падает на 74 год до нашей эры, а по понтийской — на 59 год до нашей эры. Решить вопрос в пользу одной из эпох затруднительно: кинжал был изготовлен, вероятнее всего, в Малой Азии или за ее восточными пределами, а обе даты совпадают с датировкой погребения.
Перекрестие изготовлено в виде прямой, свёрнутой в эллипсоид золотой обоймы. Она украшена пятью канавками: они опоясывают предмет двумя лентами. Из обоймы перекрестия выходит лезвие, которое сохранило следы деревянной обкладки ножен; на стержне рукояти видны следы костяной обкладки. Меч из погребения Косика мог не иметь навершия, декоративной верхушки. Однако он относится к редким образцам парадного оружия. Погребенный, вероятнее всего, получил его или в качестве дара за службу, или как военную добычу во время похода боспорского царя Фарнака в Малую Азию в 49-47 годах до нашей эры.
В 2005 году перекрестие меча вместе с другими предметами экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#16
Дата создания: I век до н. э.
Техника: ковка, пайка
Размеры: 2,7×5,2 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 1711292
Техника: ковка, пайка
Размеры: 2,7×5,2 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 1711292
#10
Головка зооморфная
#17
#18
Зооморфная головка изготовлена из золотой пластины, изображает стилизованную голову лошади и представляет собой наконечник для неизвестного предмета. Скорее всего, он был закреплен на деревянной или костяной основе.
По краям предмета пробиты по четыре отверстия для гвоздиков. На месте рта круглое отверстие, глазницы обозначены треугольными впадинами с отверстиями по центру, уши — каплевидными кастами. Касты — это специальные углубления, в которых можно было закрепить камни или цветное стекло.
Зооморфную головку нашли во время археологических работ на «царском кургане» в 1984 году у села Косика Енотаевского района Астраханской области. Здесь при проведении земляных работ обнаружили погребение сарматского вождя. Кости скелета принадлежали мужчине в возрасте около 35 лет. Одежда вождя была сшита из кожи и украшена золотыми нашивными бляшками — в виде стилизованной головы барана, в виде шкурки барана с узлом посередине, а также бляшками квадратной формы.
Кроме бляшек и наконечника, в погребении был найден богатейший инвентарь. Он отражает важный момент в истории сарматов: аристократия начала обособляться от остального общества, а у некоторых сарматских племенных объединений появились зачатки государственности. В погребении было найдено массивное золотое нагрудное украшение — пектораль. Подобные ценности хранились в сокровищницах сарматских вождей. Пектораль была украшена рельефными сценами «терзаний». На них изображены фантастические грифоны и львы, которые впиваются в оленя, барана и быка. Большой золотой двухсторонний браслет с эмалями, так же как и пектораль, скорее всего, изготовили для сармата греческие мастера. Также в могиле обнаружены несколько золотых пряжек, богато украшенный пояс, который в древности служил знаком знатности и богатства, два копья, железные стрелы, лук, кинжал, меч с золотым перекрестием и костяной рукоятью и другие ценные предметы.
В 2005 году зооморфная головка вместе с другими археологическими находками экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
По краям предмета пробиты по четыре отверстия для гвоздиков. На месте рта круглое отверстие, глазницы обозначены треугольными впадинами с отверстиями по центру, уши — каплевидными кастами. Касты — это специальные углубления, в которых можно было закрепить камни или цветное стекло.
Зооморфную головку нашли во время археологических работ на «царском кургане» в 1984 году у села Косика Енотаевского района Астраханской области. Здесь при проведении земляных работ обнаружили погребение сарматского вождя. Кости скелета принадлежали мужчине в возрасте около 35 лет. Одежда вождя была сшита из кожи и украшена золотыми нашивными бляшками — в виде стилизованной головы барана, в виде шкурки барана с узлом посередине, а также бляшками квадратной формы.
Кроме бляшек и наконечника, в погребении был найден богатейший инвентарь. Он отражает важный момент в истории сарматов: аристократия начала обособляться от остального общества, а у некоторых сарматских племенных объединений появились зачатки государственности. В погребении было найдено массивное золотое нагрудное украшение — пектораль. Подобные ценности хранились в сокровищницах сарматских вождей. Пектораль была украшена рельефными сценами «терзаний». На них изображены фантастические грифоны и львы, которые впиваются в оленя, барана и быка. Большой золотой двухсторонний браслет с эмалями, так же как и пектораль, скорее всего, изготовили для сармата греческие мастера. Также в могиле обнаружены несколько золотых пряжек, богато украшенный пояс, который в древности служил знаком знатности и богатства, два копья, железные стрелы, лук, кинжал, меч с золотым перекрестием и костяной рукоятью и другие ценные предметы.
В 2005 году зооморфная головка вместе с другими археологическими находками экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#19
Дата создания: I век н. э.
Техника: ковка, пайка
Размеры: 1,4×4,5 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112909
Техника: ковка, пайка
Размеры: 1,4×4,5 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112909
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Оселок, муфта меча, головка зооморфная
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться