Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «В мире живописи. XX век»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Осень, Зеленый май, Осенние сумерки

0
Открыть в приложении
#1

Осень

#8

Виктор Григорьевич Цыплаков (1915–1986) родился в селе Бурминка, ныне Александро-Невский район Рязанской области. Он окончил Московский государственный художественный институт имени Сурикова. Здесь его преподавателями были Василий Васильевич Почиталов, Игорь Эммануилович Грабарь, Сергей Васильевич Герасимов и Борис Владимирович Иогансон.

Позднее в этом институте Виктор Григорьевич стал ведущим преподавателем и профессором. Он воспитал несколько поколений мастеров изобразительного искусства, в числе которых и авторы Заволжской картинной галереи: Вячеслав Николаевич Забелин, Андрей Николаевич Макаров, Алексей Павлович Белых, Эдуард Георгиевич Браговский.

Виктор Цыплаков напутствовал своих учеников: «Пусть каждый из вас идет и находит свои темы, индивидуальные приемы, формы выражения, но помните: только тот художник найдет свое достойное место в жизни, кто будет шагать в ногу со временем».

Художник создал несколько художественно и исторически значимых произведений: «Чапаев», «Зоя Космодемьянская», «Сергей Есенин». Работы Виктора Григорьевича хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Государственном Историческом Музее.

Он вошел в историю советского искусства как мастер больших тематических картин: «А.М. Горький на Волге» (1945), «В.И. Ленин с крестьянами» (1959). Композиция «В.И. Ленин в Смольном» (1947) стала классическим образцом парадного историко-революционного портрета сталинской эпохи. Он был одним из немногих живописцев, которому разрешили делать зарисовки похорон Иосифа Виссарионовича Сталина в 1953 году.

Последний периода творчества Цыплакова представлен, главным образом, пейзажами и портретами, значительную часть которых составляют автопортреты. Пейзаж «Осень» мастер написал в последний период творчества, в 1980 году.

В этой работе лирические интонации сочетаются с целостностью и широтой восприятия. Жизнерадостность автора отразилась в картине. Она изображает осень в период особой красоты. Радостные, яркие желтые краски неудержимо разлиты по холсту. Виктор Григорьевич писал:
#9

Я очень люблю природу, стремлюсь не просто запечатлеть тот или иной мотив, но передать свой восторг перед ней.

#4
Название: Осень
Автор: Цыплаков В.Г.
Дата создания: 1980 год
№ Госкаталога: 10500003
Место создания: СССР
Техника: холст на картоне, масло
Размеры: 100×90 см
#2
Зеленый май
#10

Андрей Николаевич Макаров (1923–1987) родился в Праге, где его родители находились в командировке. В 1941 году, после окончания школы, он ушел добровольцем на фронт. После четырех ранений в 1945 году Макарова демобилизовали по инвалидности. Был награжден орденами Красной Звезды и Славы III степени, медалями.

С 1946 года Андрей Николаевич начал заниматься в изостудии для инвалидов войны в Москве. Однако уже в 1947-м ему удалось поступить в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. В 1954 году он принял участие в экспозиции молодых художников.

В 1960-е годы излюбленной темой Андрея Николаевича Макарова стал пейзаж, причем писал он преимущественно Русский Север, куда регулярно ездил за материалом. Антитезой северу выступил Суздаль, виды которого оказались намного теплее.

В 1970–1980-е годы география творчества Макарова несколько изменилась. Он много работал под Тверью и Ярославлем. При этом мастер всегда сохранял интерес к пограничным состояниям природы, яркому мотиву на блеклом фоне, постижению формулы и смысла русского пейзажа.

По своим художественным принципам творчество Андрея Николаевича принадлежит к московской школе живописи, для которой характерна любовь к скромным непритязательным сюжетам. Московская живопись еще с творчества мастеров пейзажа конца XIX века и живописцев круга «Союза русских художников» была исполнена большого психологизма не только в передаче состояний природы, но и в выражениях человеческих чувств.

У Макарова, как и у художников-пейзажистов его поколения, голос сокровенных чувств приобрел общественную силу. Многие из них прошли в юности Великую Отечественную войну и понимали цену жизни.

В 1984 году пейзаж «Зеленый май» экспонировался на московской весенней выставке. Художник любил писать именно этот месяц. В этой работе мастеру удалось изобразить неяркую, скромную красоту майского дня. Все в работе Андрея Николаевича сплавилось в единый образ, где незримо присутствует человек. Околица, сарайчик, забор — все говорит о привычной, размеренной жизни людей.
#5
Название: Зеленый май
Автор: Макаров А.Н.
Дата создания: 1983 год
№ Госкаталога: 10363789
Место создания: СССР
Техника: холст, масло
Размеры: 60×80 см
#3
Осенние сумерки близ Подола
#11

Заслуженного художника РСФСР Виктора Николаевича Чуловича (1922–1994) отличали чистота художественного взгляда, умение через тончайшие оттенки цвета передать поэзию окружающего мира. Художник был ярким представителем московской пейзажной школы, выдающимся мастером поколения «шестидесятников».

Виктор Николаевич обладал темпераментной живописной манерой. Он тяготел к жанру «пейзаж-настроение». В предвоенный период конца 1930-х годов он учился в Московском областном художественном училище памяти 1905 года, в мастерской Петра Ивановича Петровичева.

Художник Ефрем Иванович Зверьков писал:
#13

Виктор Николаевич Чулович, как всегда, до стеснительности скромен, взгляд его задумчив. Однако, по мере знакомства с работами, за внешней сдержанностью обнаруживается художник огромного темперамента, умный человек и поэт-лирик.

#12

В 1943 году после тяжелого ранения на фронте Виктор Чулович поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии, где его преподавателем был Фёдор Семёнович Богородский, основатель местного художественного факультета.

После окончания ВГИКа Чулович отработал ассистентом художника на «Мосфильме», стал кандидатом в Московском товариществе художников и полностью отдался живописи. Начались его поездки по Советскому Союзу.

Эмоциональный диапазон его пейзажей был довольно широк — от грозового напряжения до просветленной, умиротворенной лирики. Виктор Николаевич принадлежал к типу художника-наблюдателя, а не художника-сочинителя.

Началом творческого процесса для него был выбор предмета изображения, точки зрения, с которой он собирался писать осмысленное. В результате, он работал как по готовому уже эскизу, который складывался у него в сознании. В его картинах органично соединились естественность натур с композиционной продуманностью.

Пейзаж «Осенние сумерки близ Подола» художник написал в 1983 году. Картина погружает зрителя в замкнутое пространство. Можно ощутить, как тихо подкрадывается осень. В последние годы жизни Виктор Николаевич Чулович работал преимущественно на Тверской земле, близ Вышнего Волочка, что принесло новые темы в его творчество. При этом в лирико-поэтических мотивах художник остался верным своим идеалам — в простоте открывать сложное, через малый сюжет раскрывать большой мир природы.
#6
Название: Осенние сумерки близ Подола
Автор: Чулович В.Н.
Дата создания: 1983 год
№ Госкаталога: 10500000
Место создания: СССР
Техника: холст, масло
Размеры: 53×64 см
#7
читать дальшескрыть

Осень, Зеленый май, Осенние сумерки

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%