Художник Владимир Трещев посвятил несколько своих работ окрестностям деревни Лявля, которая стоит на берегу одноименной речки — притока Северной Двины. Это селение впервые упоминается в летописях XIV века: тогда оно было одним из первых новгородских поселений на берегах Двины.
На картине художник изобразил главную достопримечательность Лявли — деревянную церковь Николая Угодника, которую построили в 1580-х годах. Сейчас таких храмов с восьмигранным основанием и шатровой крышей вместо купола в Архангельской области сохранилось всего три, и этот — старейший из них. Раньше он был частью Лявленского Богородицкого монастыря, но в XVIII веке обитель закрыли.
После церковной реформы 1654 года патриарх Никон запретил строить шатровые соборы. Им на смену должны были прийти пятиглавые сооружения с куполами. Несмотря на это, в деревнях Русского Севера продолжали возводить церкви по старому образцу. Деньги на них обычно собирали сами жители.
На картине Владимира Трещева Никольский храм изображен вдалеке, на фоне темно-синего грозового неба. Холм, на котором он стоит, окружают деревья с пожелтевшей листвой. Первый план занимает изображение поля: трава на нем высохла, а на холме еще остается зеленой.
Никольская церковь сейчас относится к музею деревянного зодчества под открытым небом «Малые Корелы». За несколько столетий она утратила часть отделки, фундамент ушел в землю. Однако реставраторы постоянно следят за ее состоянием и восстанавливают сооружение по мере необходимости.
На картине художник изобразил главную достопримечательность Лявли — деревянную церковь Николая Угодника, которую построили в 1580-х годах. Сейчас таких храмов с восьмигранным основанием и шатровой крышей вместо купола в Архангельской области сохранилось всего три, и этот — старейший из них. Раньше он был частью Лявленского Богородицкого монастыря, но в XVIII веке обитель закрыли.
После церковной реформы 1654 года патриарх Никон запретил строить шатровые соборы. Им на смену должны были прийти пятиглавые сооружения с куполами. Несмотря на это, в деревнях Русского Севера продолжали возводить церкви по старому образцу. Деньги на них обычно собирали сами жители.
Проверки от высшей духовной власти в эти края почти не приезжали, поэтому наказаний за нарушенные указы Никона не следовало.
На картине Владимира Трещева Никольский храм изображен вдалеке, на фоне темно-синего грозового неба. Холм, на котором он стоит, окружают деревья с пожелтевшей листвой. Первый план занимает изображение поля: трава на нем высохла, а на холме еще остается зеленой.
Никольская церковь сейчас относится к музею деревянного зодчества под открытым небом «Малые Корелы». За несколько столетий она утратила часть отделки, фундамент ушел в землю. Однако реставраторы постоянно следят за ее состоянием и восстанавливают сооружение по мере необходимости.