Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «От Рязанки до Тянь-Шаня»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Зонт, Веер, Открытые письма

0
Открыть в приложении
#1
Зонт, Веер, Открытые письма
#3

Зонт женский от солнца

#4
#2
Зонт из коллекции музея-усадьбы, предположительно, изготовлен в конце XIX или начале ХХ века. Он принадлежал внучке Петра Семенова-Тян-Шанского — Вере Семеновой-Тян-Шанской (Болдыревой). Стержень зонта выполнен из бамбука, ручка — из кости, а полотно — из плотной хлопчатобумажной ткани с кружевами.

Первые в истории зонты представляли собой изделие из бамбука, листьев пальмы и птичьих перьев. Весил такой аксессуар около 3 килограммов и имел ручку длиной полтора метра. Он символизировал власть и могущество и должен был выглядеть презентабельно.

В Европе зонтом начали активно пользоваться в XVII веке. Первые экземпляры появились во Франции под названием «парасоль», что дословно означало «против солнца». У французского солнечного зонта верх делался из вощеного полотна, а ручка была костяной. Днем рождения складного зонтика можно считать 4 мая 1715 года. Именно в этот день он был впервые продемонстрирован публике в Париже.

В течение всего XVII века зонт служил исключительно для защиты от солнца. В качестве способа укрыться от дождя его впервые начали использовать англичане в середине XVIII столетия. Там появился зонт, сделанный из ткани, похожей на брезент. Он весил почти 4 килограмма и поначалу не пользовался популярностью.

В середине XVIII века Петр I впервые привез в Россию голландский зонт. Однако и у нас в стране полюбили в первую очередь оберегающие от солнца кружевные зонтики, которые предназначались для знатных дам. Мастера изобретали зонты разнообразных форм — овальные, круглые, квадратные.

При этом в русский язык слово «зонтик» пришло из морского лексикона: оно произошло от термина zonnedek на голландском языке, который означал «тент», «навес от солнца». Изначально так называли полотно, которое растягивалось над палубой корабля для защиты команды от солнца и дождя. Впервые это слово на русском языке встречается в петровском Морском уставе от 1720 года. Там оно пишется как «зондек».

К концу XVIII века форма слова сменилась на «зонтик». А в XIX столетии оно приобрело значение «ручной зонтик от солнца». Со временем название стало восприниматься как уменьшительно-ласкательное из-за суффикса «ик», который уже был распространен в русском языке. Так с 1830-х годов в обиход вошло слово «зонт».
#26
Полное наименование предмета: Зонт женский от солнца
Дата создания: начало XX века
Техника: ручное производство
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Музей-усадьба П.П. Семенова-Тян-Шанского
Физические размеры: 60×16 см
#5

Веер дамский

#6
#7
Веер со страусиными перьями принадлежал супруге Петра Семенова-Тян-Шанского — Елизавете Андреевне. Начиная с 1870-х годов ученый занимал высокие посты в государственной иерархии (возглавлял перепись населения России, был председателем статистического совета, сенатором и членом Академии наук) и часто получал приглашения явиться ко двору вместе со своей супругой. Правнучка Семенова-Тян-Шанского Надежда Королькова, которая передала веер в собрание музея, заметила: «Этот веер видел трех русских императоров — Александра II, Александра III и Николая II». Теперь он находится в постоянной экспозиции и служит яркой иллюстрацией рассказа об истории семьи Семеновых-Тян-Шанских.

Такого рода веера были известны на Востоке с глубокой древности: первые сведения о подобных изделиях в Китае относятся к VIII веку до нашей эры. Тогда они изготавливались из пальмовых и лотосовых листьев. Вскоре уже японские мастера изобрели складной веер из деревянных строганых дощечек, которые складывались в гармошку. Впервые такие веера упоминаются в 988 году.

В Европе веера появились в середине XVI века, когда были основаны первые Ост-индские компании — торговые общества колониальной эпохи. Корабли привозили изделия из далеких стран, которые казались европейцам очень экзотическими. В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. Материалы, которые использовались для их изготовления, были доступны не всем. В основном это были шелк, кожа, пергамент или плотная бумага.

Со временем веер из опахала превратился в настоящее орудие флирта. Возник даже особый язык, который позволял женщине вести разговор с возлюбленным, не прибегая к словам. Он имел много вариаций, меняющихся в зависимости от города и общественного круга. Как правило, решить судьбу влюбленного кавалера мог самый простой жест — например, веер перекладывался из одной руки в другую, раскрывался (в случае положительного ответа) или закрывался (отказ). Правда, в XIX столетии веер утратил свое значение, став рядовым дамским аксессуаром.

В этот период наметилась новая тенденция в оформлении изделий: веера заказывали к определенным нарядам. Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр, веера-меню и веера-пригласительные билеты. Именно в XIX веке изделия стали изготавливать не только из традиционных материалов, но и, например, из страусиных перьев.

Именно такой веер находится в коллекции музея-усадьбы. Он изготовлен из костяных накладок и перьев. Оформлено изделие в строгих цветах — черном и белом. Такой веер подходил к бархатному черному платью, которое дамы света одевали на официальные мероприятия: балы, царские приемы, званые вечера.
#8
Полное наименование предмета: Веер дамский
Дата создания: вторая половина XIX века
Техника: ручное производство
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Музей-усадьба П.П. Семенова-Тян-Шанского
Физические размеры: 20×26 см
#9

Открытое письмо В.П. Семенову-Тян-Шанскому

#10
#11
На открытке из собрания музея изображен вид реки Оулуйоки в Финляндии. На обороте имеется текст: «Прими мое столь сильно опоздавшее поздравление и прости великодушно, что я пропустил день твоих именин. Твой брат и друг Андрей СТШ. Вениамину Петровичу Семёнову-Тян-Шанскому, Бассейная, 8».

Андрей Семенов-Тян-Шанский (1866–1942) был географом, энтомологом и переводчиком. Он рос под влиянием отца, ученого-географа и путешественника Петра Семенова-Тян-Шанского, в окружении его разносторонних научных интересов. В юности он увлекся энтомологией — наукой, изучающей насекомых, — и посвятил ей всю жизнь.

В 1888 году Андрей Семенов-Тян-Шанский совершил большое путешествие по Средней Азии вместе с отцом. Итогом поездки стала публикация первых энтомологических исследований ученого. С 1890 года и до конца дней он работал в Зоологическом музее Петербургской академии наук (позже — Зоологический институт).

Всего ученый описал 900 различных видов и родов жуков и опубликовал более тысячи научных работ. Также исключительно плодотворной была его работа на посту вице-президента, а с 1914 года — президента Русского энтомологического общества. Как и отец, он был незаурядным человеком: хорошо знал мировую литературу, в частности был блестящим знатоком латинской поэзии, особенно Горация. Его переводы специалисты считают образцовыми по красоте и точности.

Еще одним его интересом была история военно-морского флота и операций на море. Он был председателем Российского морского союза и после русско-японской войны выступал со статьями, отстаивая жизненную необходимость воссоздания русского военно-морского флота на Дальнем Востоке.

Многое он сделал и в Русском географическом обществе, где в 1910 году организовал биогеографическую комиссию. Кроме того, вместе с братом Вениамином они стояли у истоков природоохранной деятельности в России и были инициаторами создания Постоянной природоохранной комиссии при Географическом обществе. Скончался Андрей Семенов-Тян-Шанский в блокадном Ленинграде 7 марта 1942 года и был похоронен рядом с родителями и сестрой Ольгой на Смоленском кладбище Васильевского острова.
#12
Полное наименование предмета: Открытое письмо Андрея Петровича Семенова-Тян-Шанского — Вениамину Петровичу Семенову-Тян-Шанскому
Автор: Семенов-Тян-Шанский А.П.
Дата создания: 01.04.1908 год
Техника: типографская печать; рукописный текст
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Музей-усадьба П.П. Семенова-Тян-Шанского
Физические размеры: 8,8×13,8 см
#13

Открытое письмо В.П. Семенову-Тян-Шанскому

#14
#15
Братья Андрей и Вениамин Семёновы-Тян-Шанские вели переписку постоянно, на протяжении всей их жизни. Значительная ее часть сохранилась в семейном архиве потомков Вениамина Петровича в Санкт-Петербурге. В собрании музея хранится открытка с видом северной природы и коротким текстом на обороте: «Прочел твое письмо в „СПб. вед“, нахожу его теперь после легких сокращений весьма достойным и убедительным. Привет Вере и детям. Твой Андрей СТШ. Его высокородию Вениамину Петровичу Семёнову-Тян-Шанскому. Бассейная, 8».

Вениамин Семенов-Тян-Шанский (1870–1942) был статистиком и географом, автором фундаментальных работ по городскому и сельскому расселению. С детства отец прививал ему интерес к географии, изучению природы и общества. В 1895–1897 годах Вениамин Петрович принимал участие в первой всероссийской переписи населения в качестве секретаря Главной переписной комиссии. После служил в Центральном статистическом комитете и в статистическом отделении Министерства финансов, а с 1905 по 1917 год был начальником статистического отделения в Министерстве торговли и промышленности.

Он стал инициатором, редактором и автором многотомного труда «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Кроме того, Вениамин Семенов-Тян-Шанский издал серию «Торговля и промышленность Европейской России», которая была удостоена Гран-при на международной выставке в Турине, а за труд «Город и деревня Европейской России» он получил премию Академии наук.

С 1918 года занимался преподавательской работой: был профессором Педагогического института, а затем Ленинградского университета. Кроме того, выступал инициатором создания и руководителем Центрального географического музея, ставшего третьим по величине в Ленинграде после Эрмитажа и Русского музея. Важной частью его жизни было краеведческое движение в 1920-е годы. Он был членом президиума Центрального бюро краеведения и активным деятелем Русского географического общества. Умер Вениамин Семенов-Тян-Шанский в блокадном Ленинграде 8 февраля 1942 года, отказавшись от эвакуации.
#16
Полное наименование предмета: Открытое письмо Андрея Петровича Семенова-Тян-Шанского — Вениамину Петровичу Семенову-Тян-Шанскому
Автор: Семенов-Тян-Шанский А.П.
Дата создания: 03.03.1908 года
Техника: типографская печать; рукописный текст
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Музей-усадьба П.П. Семенова-Тян-Шанского
Физические размеры: 8,8×13,8 см
#17

Открытое письмо В.П. Семенову-Тян-Шанскому

#18
#19
Письмо написал Валерий Семенов-Тян-Шанский своему брату Вениамину из финского местечка Иматра в Санкт-Петербург. В тексте на обороте открытки упоминается близкий знакомый их отца, Петра Семенова-Тян-Шанского, Василий Щавинский: «Сообщи мне, пожалуйста, заграничный адрес Щавинского, если знаешь, а также адрес Серёжи Саблера, Сергиевская, №?. Я рыбу пока не ловил. 2.07.1911. Твой В. Семёнов-Тян-Шанский».

Василий Щавинский (1868–1924) был химиком-технологом, искусствоведом и коллекционером. С Петром Семеновым-Тян-Шанским их сблизил общий интерес к искусству голландских и фламандских художников. В этой области коллекционирования ученый-географ считался авторитетом европейского уровня, как и его знакомый.

Щавинский начал собирать картины голландских мастеров в 1906 году. При этом, наряду с историей западноевропейского искусства, он интересовался вопросами техники и технологии создания произведений. С 1908 по 1916 год он напечатал в журнале «Старые годы» ряд статей об изобразительном искусстве Нидерландов, а также материалы, рассказывающие о технике древнерусской живописи и проблемах сохранения и реставрации полотен.

Наиболее известными стали его статьи «О материалах старинной картины» (1908) и «По поводу реставрации эрмитажных картин» (1915). В 1935 году посмертно были изданы «Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси» Щавинского.

К 1917 году коллекция Щавинского, согласно изданному в Петрограде каталогу, насчитывала 150 картин. В 1914 году он стал одним из организаторов выставки «Искусство союзных народов», где экспонировалась часть картин из его собрания. Щавинский завещал присоединить свою коллекцию живописи к киевскому собранию мецената Богдана Ханенко.

Коллекционер был убит уличными хулиганами 27 декабря 1924 года и похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. После трагической смерти вдова, как и было указано в завещании, передала коллекцию в Киевский музей искусств. В собрании Щавинского в основном были представлены произведения голландской и фламандской живописи.
#20
Полное наименование предмета: Открытое письмо Валерия Петровича Семенова-Тян-Шанского Вениамину Петровичу Семенову-Тян-Шанскому
Автор: Семенов-Тян-Шанский В.П.
Дата создания: 09.07.1911 год
Техника: типографская печать; рукописный текст
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Музей-усадьба П.П. Семенова-Тян-Шанского
Физические размеры: 11,5×16 см
#21

Открытка-фотография Роберт Адельгейм

#22
#23
Жена Петра Семенова-Тян-Шанского Елизавета Заблоцкая-Десятовская была заядлой меломанкой и театралкой. Среди ее близких знакомых были композиторы и артисты ведущих театров России. В том числе и актер Роберт Адельгейм, который изображен на открытке из собрания музея. В семейном архиве Семеновых-Тян-Шанских сохранились более двух десятков открыток от него.

Братья Роберт и Рафаил Адельгейм были известны всей России. Они выступали в разных уголках страны, и неизменно успешно. Театральный критик Александр Кугель так объяснял этот феномен: «А секрет был весьма прост. В то время, как наши актеры, все еще полагались на „авось“ и на пришествие некоего „духа“, который в нужный момент осенит их своей благодатью — а „дух“ сплошь и рядом не являлся по разным, причинам и оставался актер, дурно знающий свою роль, в то время говорю я, братья Адельгейм работали по-немецки точно. Эта немецкая школа — школа Сальери — ремесло кладет подножием искусства и ремесло вырастает в мастерство… Жест изучался перед зеркалом — ежедневно и непрерывно. Роль была разделана во всей полноте и во всех подробностях. Стиль затверживался, как урок. Все это давало свои плоды».

Братья Адельгейм родились в семье московского врача и одновременно окончили Венскую консерваторию по классу драматического театра. Причем на конкурсном выпускном экзамене Роберт получил первый приз, а Рафаил — второй. После они работали порознь в различных театрах Европы, но затем вернулись в Россию и начали выступать вместе. К 10-летию совместной творческой деятельности братьев в 1905 году в Санкт-Петербурге вышел альбом с их фотографиями в различных ролях.

Всего они проработали на сцене более 40 лет. В их репертуар входили классические трагедии: «Царь Эдип», «Отелло», «Король Лир», «Разбойники», «Венецианский купец» и другие. Выступали братья как на столичных сценах, так и на провинциальных. Актер Александр Сумароков писал: «Братья Адельгейм явились примером того, как должен себя вести актер на сцене и в жизни».

Они разработали специальную методику обучения актерскому мастерству, основанную на дыхательных упражнениях. Однако с течением времени их разработки оказались полностью утраченными. В советское время основополагающей методикой была признана школа Станиславского.

После революции братья Адельгейм продолжали выступления в клубах и домах культуры при советских предприятиях. В московские официальные театры их не приглашали. Тем не менее в 1927 году в Москве отмечалось 70-летие обоих братьев, и им были присвоены звания народных артистов РСФСР.
#24
Полное наименование предмета: Открытка-фотография с изображением Роберта Адельгейма и автографом актера
Дата создания: 1914 год
Техника: фотография; рукописный текст
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Музей-усадьба П.П. Семенова-Тян-Шанского
Физические размеры: 9×14 см
#25
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Зонт, Веер, Открытые письма

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%