#5
Ожерелье, Бляшки
#6
#8
#9
Ожерелье из 15-ти одинаковых овальных медальонов было найдено в погребении сарматской женщины при раскопках курганного могильника у села Старица Черноярского района Астраханской области под руководством Валентина Шилова в 1961 году. Кроме него, в погребении обнаружили краснолаковую чашечку и бронзовый сосуд с клеймами античных мастеров.
Каждый медальон в ожерелье украшен выпуклыми вставками из граната, янтаря и стекла. Снизу камень покрывали овальным золотым листочком, который становился основанием медальона. Сверху у края основания напаивали ребром узкую золотую пластиночку-лоточек — она удерживала гранат в гнезде.
Каждое гнездо обрамлено напаянной на основание медальона золотой проволокой с насечками. Сбоку к медальонам припаяны ушки: они соединялись как звенья цепочки, а сквозь них продевали золотой проволочный штифт. Так скрепляли медальоны.
Крайние элементы соединены с жгутом, он сплетен из тонких золотых проволочек. Чтобы надеть ожерелье, сквозь петли на концах жгута пропускали шнурок.
К каждому медальону, за исключением крайних, подвешена ромбовидная плоская подвеска с янтарной вставкой, обрамленной псевдофилигранью. При такой технике мастер отливал металлическое изделие в особой форме, которая имитировала ажурное напаянное плетение.
Подобного рода ожерелья изготавливались во многих центрах, в том числе в Пантикапее, Ольвии, Херсонесе, городах Восточного Причерноморья, также были распространены в Риме и римских провинциях. Но несколько вставок в ожерелье заменены на стеклянные — это следы ремонта сарматами. Дело в том, что сарматы верили, если стекло похоже по своему внешнему виду (цвету и форме) на драгоценный камень, то так же несет и сакральную функцию этого камня, а потому при необходимости с легкостью заменяли драгоценные камни на стекла.
В 2005 году ожерелье с подвесками вместе с другими ценными археологическими находками из коллекции Астраханского музея-заповедника экспонировалось на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Каждый медальон в ожерелье украшен выпуклыми вставками из граната, янтаря и стекла. Снизу камень покрывали овальным золотым листочком, который становился основанием медальона. Сверху у края основания напаивали ребром узкую золотую пластиночку-лоточек — она удерживала гранат в гнезде.
Каждое гнездо обрамлено напаянной на основание медальона золотой проволокой с насечками. Сбоку к медальонам припаяны ушки: они соединялись как звенья цепочки, а сквозь них продевали золотой проволочный штифт. Так скрепляли медальоны.
Крайние элементы соединены с жгутом, он сплетен из тонких золотых проволочек. Чтобы надеть ожерелье, сквозь петли на концах жгута пропускали шнурок.
К каждому медальону, за исключением крайних, подвешена ромбовидная плоская подвеска с янтарной вставкой, обрамленной псевдофилигранью. При такой технике мастер отливал металлическое изделие в особой форме, которая имитировала ажурное напаянное плетение.
Подобного рода ожерелья изготавливались во многих центрах, в том числе в Пантикапее, Ольвии, Херсонесе, городах Восточного Причерноморья, также были распространены в Риме и римских провинциях. Но несколько вставок в ожерелье заменены на стеклянные — это следы ремонта сарматами. Дело в том, что сарматы верили, если стекло похоже по своему внешнему виду (цвету и форме) на драгоценный камень, то так же несет и сакральную функцию этого камня, а потому при необходимости с легкостью заменяли драгоценные камни на стекла.
В 2005 году ожерелье с подвесками вместе с другими ценными археологическими находками из коллекции Астраханского музея-заповедника экспонировалось на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#10
Дата создания: II век н. э.
Техника: ковка, филиграни, пайка
Размеры: 0,2×0,2×32 см; диаметр — 0,9 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112903
Техника: ковка, филиграни, пайка
Размеры: 0,2×0,2×32 см; диаметр — 0,9 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112903
#7
Бляшки
#11
#12
Бляшки из коллекции Астраханского музея-заповедника были найдены во время археологических работ у поселка Комсомольский, Красноярского района Астраханской области в 1987–1988 годах.
По инвентарю в погребении исследователи сделали вывод, что женщина при жизни была семейной или родовой жрицей и занимала в обществе высокое положение. Нашивные бляшки представляют собой декор, которым украшали одежду, конские попоны или тканевые культовые предметы. В нашем случае сохранилось два вида бляшек: полусферические и зооморфные, в форме бараньих голов с рожками. А расшит ими был подол халата жрицы и лицевые стороны рукавов от запястий до локтей. Специалисты смогли даже восстановить узор: декоративный фриз (полоса) сверху и снизу был ограничен полосками зооморфных бляшек. Они чередовались с полусферическими, которые нашивали ромбами.
По мнению ученых, бляшки были созданы примерно в I–II веках нашей эры. В ту эпоху древние мастера часто украшали свои изделия изображениями животных, которые занимали важное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Одним из самых популярных символов был баран — его часто изображали на парадной посуде, декоративных элементах конской упряжи, оружии, ювелирных украшениях. У древних иранских народов он считался олицетворением «небесной благодати» и был неизменным спутником сармата всюду — в быту и сражениях, в земной и загробной жизни. Конечно, «культ барана» возник не на пустом месте. Для кочевых народов он был одним из самых ценных животных, которое обеспечивало жизнь человека: давало мясо, молоко и шерсть. На многих предметах даже имитировали изображение шерсти барана, что придавало ей особое магическое, по мнению сарматов, значение. Баранья шкура и шерсть считалась символом благополучия, обильного урожая и плодородия, их использовали в культовых церемониях. Приносили в жертву и самих баранов.
В 2005 году бляшки из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Риме.
По инвентарю в погребении исследователи сделали вывод, что женщина при жизни была семейной или родовой жрицей и занимала в обществе высокое положение. Нашивные бляшки представляют собой декор, которым украшали одежду, конские попоны или тканевые культовые предметы. В нашем случае сохранилось два вида бляшек: полусферические и зооморфные, в форме бараньих голов с рожками. А расшит ими был подол халата жрицы и лицевые стороны рукавов от запястий до локтей. Специалисты смогли даже восстановить узор: декоративный фриз (полоса) сверху и снизу был ограничен полосками зооморфных бляшек. Они чередовались с полусферическими, которые нашивали ромбами.
По мнению ученых, бляшки были созданы примерно в I–II веках нашей эры. В ту эпоху древние мастера часто украшали свои изделия изображениями животных, которые занимали важное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Одним из самых популярных символов был баран — его часто изображали на парадной посуде, декоративных элементах конской упряжи, оружии, ювелирных украшениях. У древних иранских народов он считался олицетворением «небесной благодати» и был неизменным спутником сармата всюду — в быту и сражениях, в земной и загробной жизни. Конечно, «культ барана» возник не на пустом месте. Для кочевых народов он был одним из самых ценных животных, которое обеспечивало жизнь человека: давало мясо, молоко и шерсть. На многих предметах даже имитировали изображение шерсти барана, что придавало ей особое магическое, по мнению сарматов, значение. Баранья шкура и шерсть считалась символом благополучия, обильного урожая и плодородия, их использовали в культовых церемониях. Приносили в жертву и самих баранов.
В 2005 году бляшки из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Риме.
#13
Дата создания: I–II века н. э.
Техника: штамповка
Размеры: 0,1×0,9×1 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112908
Техника: штамповка
Размеры: 0,1×0,9×1 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112908
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
0

Открыть в приложении
Поделиться