Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Марийский край. Вехи истории»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Панно любимому вождю, Патефон, Костюм Шорского

1
Открыть в приложении
#1
Панно любимому вождю, Патефон, Костюм Шорского
#2
Артель «Труженица»
Панно с изображением Иосифа Сталина
#3
В экспозиции Национального музея Республики Марий Эл представлено панно размером 1,5×2,5 метра с портретом Иосифа Сталина. Его соткали и вышили вручную работницы женской артели «Труженица» в начале 1950-х годов. Панно собирались вручить руководителю партии и страны ко дню рождения — 21 декабря 1953 года. Но 5 марта того же года Сталин скончался, и работа осталась в Йошкар-Оле.

В этом экспонате сочетаются как традиционные мотивы марийской вышивки, так и нехарактерные для нее изображения и техники. Например, мари редко вышивали гладью — в том числе косой, которой выполнено это панно. Такую технику марийские женщины называли «рушла тӱр» — «на русский манер». Традиционными же способами вышивки были двусторонняя роспись из линейных стежков, которые создавали контур, косой стежок для орнаментов и набор, напоминавший тканый узор. Основными мотивами национальной вышивки стали схематические изображения людей, зверей и птиц, растительные и геометрические орнаменты.

Вплоть до середины ХХ века марийские женщины пользовались шерстяными и шелковыми нитками, которые изготавливали сами. Однако для этого панно вышивальщицы выбрали фабричное мулине красного, коричневого, желтого, зеленого и белого цветов. Именно эти оттенки чаще всего встречались в традиционном марийском рукоделии. В старинных образцах цветовая гамма была шире и включала в себя черный и синий тона.

Народные геометрические орнаменты в этом изделии сочетаются с реалистичными изображениями: портретом Иосифа Сталина, миниатюрными городскими пейзажами и сценами из жизни марийских рабочих и крестьян. Ниже портрета Сталина изображен советский герб.

Артель «Труженица», на которой изготовили панно, появилась в Марий Эл в 1928 году. В 1960-м ее преобразовали в одноименную фабрику. Кроме декоративных панно, она выпускала и другие изделия с национальной вышивкой: салфетки, дорожки, занавески. Для работы мастерицы обычно использовали льняную или шерстяную ткань — чаще всего светлых тонов, реже красную или желтую. Вышивали по ней в основном нитками мулине.
#4
Полное наименование: Панно с изображением Иосифа Виссарионовича Сталина
Автор: Артель «Труженица»
Дата создания: Начало 1950-х годов
Техника: Холст на синем подкладе, косая гладь, мулине
Коллекция: Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева
Место создания: Артель «Труженица»
Правообладатель изображений: Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева
Размеры: 250×150 см
#5
Московский патефонный завод
Патефон
#6
Патефон — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. От граммофона он отличался тем, что не имел снаружи большого рупора: похожее устройство гораздо меньшего размера было вмонтировано прямо в его корпус. Патефон часто имел вид чемоданчика с ручкой, благодаря чему его удобно было переносить.

Слово «патефон» произошло от названия французской фирмы «Пате» (Pathe), которая первой начала поставлять портативные граммофоны в Российскую империю. Затем их начали производить частные предприниматели, но после революции большинство таких фирм стало собственностью государства. В советское время подобные устройства выпускали сразу на нескольких заводах в Москве, Ленинграде, Владимире, Коломне, Днепропетровске. Проигрыватель из коллекции Национального музея Республики Марий Эл изготовили на Московском патефонном заводе Москворецкого райпромтреста.

Футляр-чемоданчик патефона закрывался на замок-защелку. На его левой стенке есть ручка для переноски. Когда крышка футляра была открыта, ее фиксировали при помощи опорной планки, которая располагалась справа.

Устройство работало за счет пружинного двигателя: его завода обычно хватало на одну сторону пластинки, реже на обе. Звук шел из раструба, который помещался внутри корпуса. Игла считывала запись со звуковой дорожки, а мембрана передавала акустические колебания в рупор. Иглу устанавливали на начало записи после того, как пластинка раскручивалась до нормальной скорости — 78 оборотов в минуту.

Скорость вращения пластинки регулировал специальный стабилизатор. Раскручивать диск рукой не рекомендовалось: от этого портились звуковые дорожки. Остановить пластинку можно было при помощи ручного или автоматического тормоза: эта модель оснащалась обоими вариантами. Патефон из коллекции музея воспроизводил граммофонные пластинки диаметром не более 300 миллиметров.

Первые модели патефонов оснащали одноразовыми стальными иглами: их хватало на три-четыре минуты записи, после чего иглу следовало сменить. Позже их сменили сапфировые варианты, более прочные и долговечные.
#7
Полное наименование: Патефон
Дата создания: Вторая половина 1930-х — 1950-е годы
Правообладатель изображений: Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева
Автор: Московский патефонный завод
Место создания: Москва
Коллекция: Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева
Техника: Заводское производство
Размеры: 14×28×35 см
#8
Костюм Петра Иванова (Шорского)
#9
В Национальном музее Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева представлен мужской костюм из белой хлопчатобумажной ткани. Он состоит из брюк, пиджака с поясом и вышитой рубашки. Этот костюм принадлежал известному марийскому журналисту Петру Иванову, который работал под псевдонимом Шорский.

Петр Иванов родился 5 декабря 1913 года в деревне Шорсола Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии — сейчас это Куженерский район Марий Эл. Его родители были небогатыми крестьянами. В 1931 году 18-летний комсомолец Иванов, едва окончив школу, основал в родном селении колхоз. Еще с юности он писал статьи для местных газет, а в 1930-х годах устроился на работу в редакцию областного издания «Молодой коммунист» («Рвезе коммунар»). Журналист взял псевдоним Шорский в честь названия родной деревни.

21 октября 1937 года Петра Шорского арестовали по ложному доносу как «врага Советской власти» и «буржуазного националиста». 10 ноября того же года его осудили на 10 лет лагерей и отправили в Иркутскую область, на станцию Тайшет.

Два года спустя, в 1939-м, руководителем Народного комиссариата внутренних дел стал Лаврентий Берия. При нем началось движение «восстановления социалистической законности» — Петра Шорского признали невиновным, освободили и разрешили ему вернуться в родную Марийскую АССР.

В 1943 году Шорского приняли во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков — так в то время называлась КПСС. С этого времени и до конца жизни журналист занимался общественной и партийной деятельностью. В 1940-х — 1950-х годах Шорский работал в республиканских газетах «Марий коммуна», «Марийская правда», а также в районных изданиях «Колхозная правда», «Коммунар», «Социализм верч» («За социализм»). В 1957 году его перевели на должность директора Ронгинского каменного карьера, затем он работал там же инженером по труду и зарплате.

Петр Шорский прославился не только как журналист, но и как писатель. В 1962 году вышла его повесть «Незабываемый друг». А в 2013 году его дочь Зинаида Иванова выпустила книгу «История одной жизни», в которую, помимо биографической статьи, воспоминаний и фотографий, вошла неизданная рукопись Шорского — «История села Ронга».
#10
Полное наименование: Костюм марийского журналиста Петра Иванова (Шорского)
Правообладатель изображений: Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева
Дата создания: Середина XX века
Техника: Хлопчатобумажная ткань, шитье
Коллекция: Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева
Размеры: 134×42×35 см
#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Панно любимому вождю, Патефон, Костюм Шорского

1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%