#1
Парка шаманская меховая и бубен шаманский
#2
#4
В коллекции Тобольского губернского музея хранится меховая шаманская парка, воссоздающая образ птицы. Такая парка была индивидуальным культовым предметом для шамана, как и бубен, и позволяла ему проводить обряды и путешествовать между мирами. Этот экземпляр сшили вручную сухожильными нитками, с использованием техники сшивной мозаики — когда собирали много мелких деталей в одну. Подол парки украсили длинной бахромой из белого и коричневого козьего волоса, а спинку — длинными кистями из ремешков и конской шерсти.
Полный набор музейного шаманского костюма состоит из нагрудника, парки, обуви, головного убора, дротика, специальных рукавиц. По своей конструкции и оформлению он сложен — в нем есть изображения духов всех сфер. На костюм поместили духов-помощников — покровителей предков. Это металлические фигурки, антропоморфные и зооморфные, головной убор в форме венца со стилизованным изображением оленьих рогов или лебедя, журавля. Все они имели символический смысл и моделировали вселенную конкретного шамана. Ранее на шаманские шапки приделывали не стилизованные, а настоящие оленьи рога.
Шаманская одежда у одного и того же народа существовала в разных вариантах. Но, несмотря на всю внешнюю пестроту, шаманские костюмы имели одинаковое значение — они воссоздавали образ зверя или птицы. Шаманский нагрудник селькупов часто символизировал грудь птицы. По мнению исследователя Виктора Васильева, «весь костюм в целом, по-видимому, представляет шкуру птицы; надев ее, шаман получает возможность летать, куда ему захочется…».
Добрые духи населяли землю, воздух, некоторые имели способность проникать под землю, под воду, помогали при лечении и в промыслах. Злые духи жили в подземном мире, принося болезни, нужду, неудачу, несчастье. Духам в образе птиц отводилась роль разведчиков, помогающих в путешествиях шаману. Они связывали его с небесным миром. Дух орла выполнял охранительные функции по отношению к солнцу, небу, земле. Шаманы лишь в исключительных случаях обращались к нему за помощью. В паре с орлом всегда была лебедь.
Лебедь — птицу-солнце, дух добра — приносили в жертву с целью задабривания духов болезни, когда очень тяжело болел член семьи шамана или сам шаман. В путешествиях в потусторонние миры шамана сопровождала гагара. Она связывала его с водной стихией, помогала преодолевать водные препятствия, отыскивать и уничтожать злых духов в подводном мире. Фигуру гагары шаман использовал во врачевании. Клюв птицы направляли в больное место — считалось, что он вытаскивает и уничтожает духов болезни.
Полный набор музейного шаманского костюма состоит из нагрудника, парки, обуви, головного убора, дротика, специальных рукавиц. По своей конструкции и оформлению он сложен — в нем есть изображения духов всех сфер. На костюм поместили духов-помощников — покровителей предков. Это металлические фигурки, антропоморфные и зооморфные, головной убор в форме венца со стилизованным изображением оленьих рогов или лебедя, журавля. Все они имели символический смысл и моделировали вселенную конкретного шамана. Ранее на шаманские шапки приделывали не стилизованные, а настоящие оленьи рога.
Шаманская одежда у одного и того же народа существовала в разных вариантах. Но, несмотря на всю внешнюю пестроту, шаманские костюмы имели одинаковое значение — они воссоздавали образ зверя или птицы. Шаманский нагрудник селькупов часто символизировал грудь птицы. По мнению исследователя Виктора Васильева, «весь костюм в целом, по-видимому, представляет шкуру птицы; надев ее, шаман получает возможность летать, куда ему захочется…».
Добрые духи населяли землю, воздух, некоторые имели способность проникать под землю, под воду, помогали при лечении и в промыслах. Злые духи жили в подземном мире, принося болезни, нужду, неудачу, несчастье. Духам в образе птиц отводилась роль разведчиков, помогающих в путешествиях шаману. Они связывали его с небесным миром. Дух орла выполнял охранительные функции по отношению к солнцу, небу, земле. Шаманы лишь в исключительных случаях обращались к нему за помощью. В паре с орлом всегда была лебедь.
Лебедь — птицу-солнце, дух добра — приносили в жертву с целью задабривания духов болезни, когда очень тяжело болел член семьи шамана или сам шаман. В путешествиях в потусторонние миры шамана сопровождала гагара. Она связывала его с водной стихией, помогала преодолевать водные препятствия, отыскивать и уничтожать злых духов в подводном мире. Фигуру гагары шаман использовал во врачевании. Клюв птицы направляли в больное место — считалось, что он вытаскивает и уничтожает духов болезни.
#5
Полное наименование: Парка шаманская меховая, воссоздает образ птицы
Автор: Неизвестен
Дата создания: Конец XIX века
Техника: Шкура оленя, ткань, нити сухожильные, волос, ровдуга, кожа, бисер, шитье ручное, мозаика меховая
Место создания: Россия, поселок Ратта, Красноселькупский район, ЯНАО, Тюменская область
Размеры: 130×103 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 4160247
Автор: Неизвестен
Дата создания: Конец XIX века
Техника: Шкура оленя, ткань, нити сухожильные, волос, ровдуга, кожа, бисер, шитье ручное, мозаика меховая
Место создания: Россия, поселок Ратта, Красноселькупский район, ЯНАО, Тюменская область
Размеры: 130×103 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 4160247
#8
#6
Бубен шаманский
#9
Бубен — обязательный атрибут сильных шаманов. Для шамана бубен — это крылатый конь, на котором он совершает свои путешествия по трехмерному миру и которого кормит молоком и аракой — молочной водкой. Бубен, представленный в коллекции, взят из общественного дома, построенного специально для проведения медвежьего праздника. Последний раз на нем шаманили весной 1936 года.
Каркас бубна из коллекции Тобольского музея — широкий, в 10 сантиметров, деревянный обруч, по центру которого перпендикулярно поверхности вставлены 17 деревянных распорок — резонаторных подставок. Часто обруч делали из лиственницы или березы. На каркас представленного в коллекции бубна натянута лосиная кожа. Благодаря распоркам внешняя линия бубна волнистая. Внутренняя поверхность обруча была украшена колокольчиками разного размера и кольцами, подвешенными на двух проволочках, по десять штук на каждой. Сейчас на обруче остались лишь два бубенца, крепящихся у основания ручки, и остатки изогнутой проволоки. На внешней поверхности нет изображений и украшений, это характерная деталь для бубнов различных групп хантов — коренного угорского народа. Изредка ханты изображали на поверхности бубна простые круги.
Бубен изготавливался по указанию духа — покровителя, который в сновидениях говорил шаману, из чего должен быть сделан бубен. Шаман сам ловил животное, чья шкура потом натягивалась на бубен и чей дух вселялся в инструмент. В процессе изготовления бубен получал силу всего рода. Бубны делали достаточно большими — около 50–60 см в диаметре. Их форма не всегда была идеально круглой. Традиции устройства и оформления бубнов передавали из поколения в поколение.
Колотушка — необходимый элемент бубна. Шаман использовал ее для того, чтобы погонять своего коня, то есть бубен, во время путешествия в верхний и нижний миры. Часто шаманы считали, что хорошая колотушка важнее хорошего бубна. Колотушку делали из дерева, обтягивали шкурой горного козла, оленя или медведя, к ней привешивали медные кольца, которые звенели при ударе в бубен. Ускоряя бой колотушкой по поверхности бубна, шаман подгонял коня, заставляя его подниматься все выше и выше, замедляя бой, он возвращался обратно. Про некоторых шаманов говорят, что они за свою жизнь загнали шесть коней — то есть сменили шесть бубнов.
Каркас бубна из коллекции Тобольского музея — широкий, в 10 сантиметров, деревянный обруч, по центру которого перпендикулярно поверхности вставлены 17 деревянных распорок — резонаторных подставок. Часто обруч делали из лиственницы или березы. На каркас представленного в коллекции бубна натянута лосиная кожа. Благодаря распоркам внешняя линия бубна волнистая. Внутренняя поверхность обруча была украшена колокольчиками разного размера и кольцами, подвешенными на двух проволочках, по десять штук на каждой. Сейчас на обруче остались лишь два бубенца, крепящихся у основания ручки, и остатки изогнутой проволоки. На внешней поверхности нет изображений и украшений, это характерная деталь для бубнов различных групп хантов — коренного угорского народа. Изредка ханты изображали на поверхности бубна простые круги.
Бубен изготавливался по указанию духа — покровителя, который в сновидениях говорил шаману, из чего должен быть сделан бубен. Шаман сам ловил животное, чья шкура потом натягивалась на бубен и чей дух вселялся в инструмент. В процессе изготовления бубен получал силу всего рода. Бубны делали достаточно большими — около 50–60 см в диаметре. Их форма не всегда была идеально круглой. Традиции устройства и оформления бубнов передавали из поколения в поколение.
Колотушка — необходимый элемент бубна. Шаман использовал ее для того, чтобы погонять своего коня, то есть бубен, во время путешествия в верхний и нижний миры. Часто шаманы считали, что хорошая колотушка важнее хорошего бубна. Колотушку делали из дерева, обтягивали шкурой горного козла, оленя или медведя, к ней привешивали медные кольца, которые звенели при ударе в бубен. Ускоряя бой колотушкой по поверхности бубна, шаман подгонял коня, заставляя его подниматься все выше и выше, замедляя бой, он возвращался обратно. Про некоторых шаманов говорят, что они за свою жизнь загнали шесть коней — то есть сменили шесть бубнов.
#7
Полное наименование: Бубен шаманский
Автор: Неизвестен
Дата создания: Вторая половина XIX — начало XX вв.
Техника: Дерево, медь, кожа лося, ручная работа
Место создания: Россия, Тюменская область
Размеры: диаметр 56 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 4109708
Автор: Неизвестен
Дата создания: Вторая половина XIX — начало XX вв.
Техника: Дерево, медь, кожа лося, ручная работа
Место создания: Россия, Тюменская область
Размеры: диаметр 56 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 4109708
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
0

Открыть в приложении
Поделиться