Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русская лаковая миниатюра»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Пасхальное яйцо, шкатулка «Слушают бандуриста»

0
Открыть в приложении
#1
Пасхальное яйцо «Сошествие во ад…» и шкатулка «Слушают бандуриста»
#3
Пасхальное яйцо «Сошествие во ад…»
#4
Пасхальные яйца с глубокой древности были частью православного праздника Пасхи: христиане использовали их как символ памяти о чуде Воскресения. Согласно преданию, святая Мария Магдалина рассказала римскому императору Тиберию о чудесном воскресении Христа и протянула яйцо — на глазах правителя оно окрасилось в красный цвет.

Считается, что яйцо она выбрала не случайно: с древних времен ему приписывали магическое значение. Во многих мифологиях мира есть легенды, связанные с яйцом как символом жизни, возрождения, источником происхождения мира. Тесное переплетение языческих обрядов с христианской верой соединилось в традиции дарить друг другу пасхальные яйца.

Наряду с натуральными крашеными яйцами (куриными, гусиными, голубиными, утиными), мастера изготавливали их из дерева, кости, фарфора, стекла, натурального камня. Изделия украшали резьбой, расписывали, оформляли драгоценными металлами и камнями.

В XIX веке сувенирные пасхальные яйца оказались настолько востребованы, что их создание стало отдельной отраслью декоративно-прикладного искусства. В середине столетия появился спрос на пасхальные яйца из папье-маше с лаковой живописью.

Такие изделия выпускали на фабрике Лукутиных и в мастерских Вишняковых. Их популярность привела к расширению ассортимента и введению новых технологий: штампов, болванок (заготовок овальных форм). Часто мастера проделывали в изделиях сквозное отверстие — туда продевали ленту с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивали в красный угол дома, под полку с иконами.

Художники изображали на изделиях сцены Воскресения Христова, московские и петербургские храмы. На обратной стороне они помещали фигуры Пресвятой Богородицы, святой равноапостольной Марии Магдалины и разных святых.

На пасхальном яйце из коллекции музея художник написал сцену Сошествия Христа во ад. Считается, что после распятия и положения тела Спасителя во гроб его дух сокрушил врата в ад и вывел оттуда ветхозаветных праведников вместе с Адамом и Евой.

Мастер выполнил эту сцену в технике традиционной масляной живописи по темно-зеленому фону. В центре композиции он запечатлел Спасителя в красном хитоне (рубашке) и темно-зеленом гиматии (плаще). Слева от Христа — восстающий из гроба Адам. Спаситель держит его за руку и благословляет. Справа автор написал Еву в красном мафории (плаще с капюшоном), она преклонила колени и сложила руки в молитве. Позади Христа возвышаются ветхозаветные цари, пророки и праведники.
#5
Полное наименование: Пасхальное яйцо «Сошествие во ад. Символы христианской веры»
Место создания: Московская губерния, мастерская круга Вишняковых
Техника: папье-маше, лак, масло, сусальное золото, металлические порошки, миниатюрная живопись
Размеры: 16×10.5×9.5 см
Правообладатель изображений: ВМДПНИ
Дата создания: конец XIX века
№ Госкаталога: 6644293
#6
Шкатулка «Слушают бандуриста»
#7
Во второй половине XIX века в русской лаковой живописи стали особенно популярны народные сюжеты: тройки, гуляния, сценки из боярской жизни. Миниатюры на эту тему мастера писали с репродукций знаменитых русских художников Петра Грузинского, Александра Орловского, Константина Маковского.

Шкатулка «Слушают бандуриста» расписана по мотивам одноименной картины Константина Маковского. Красочная живопись этого художника, внимание к красивому антуражу сделали его работы востребованными для копирования.

Главной фигурой сюжета стал немолодой музыкант, он проникновенно играет на бандуре и поет. Скорее всего, герой исполняет медленные поэтичные канты и духовные псалмы — они часто встречались в репертуаре кобзарей (так в старину называли бандуристов). Его игру задумчиво слушают боярыни и маленькие дети.

Обычная бытовая сценка превратилась тут в наглядную иллюстрацию старинных обычаев. Вслед за Маковским мастер-миниатюрист выписал костюмы персонажей, аксессуары, бытовые детали: красный угол с иконами, настенный шкафчик с полотенцем за спиной музыканта, посуду на столе, деревья за решетчатым окном, горящую лампаду за дверью.

Миниатюру отличает большое внимание мастера к деталям: он тщательно передал роспись боярских палат вплоть до рисунка обоев и узора на полу. Контрастные цвета холодных и теплых тонов сделали шкатулку привлекательной и по колориту.

В XIX столетии в России насчитывалось несколько десятков фабрик и отдельных «лакирных» мастерских. В Московской губернии главным конкурентом лукутинской фабрики были мастерские Осипа Вишнякова, которые располагались недалеко от Федоскина в деревнях Осташково и Сорокино.

Мастерская в Осташково — одна из крупнейших того времени. В 1860-х годах владелец мастерской построил там два кирпичных здания: в одном размещалась кузница для ковки подносов и печь для сушки изделий, во втором работали живописцы. Помимо шести представителей семьи Вишняковых, тут трудились еще 43 наемных рабочих.

Важно, что если лукутинские лаки были утонченными и рассчитанными на взыскательную публику, то вишняковские оставались понятны вкусу простого народа: они были гораздо ближе к яркой декоративности крестьянских росписей.
#8
Полное наименование: Шкатулка «Слушают бандуриста» (первоначальное название при поступлении в фонды — «Слушают гусляра»)
Место создания: Московская губерния, село Осташково, мастерская Осипа Вишнякова с сыновьями
Дата создания: 1882–1888 годы
Техника: папье-маше, лак, масло, металлические порошки, миниатюрная живопись
Размеры: 8,6×24,1×16,5 см
Правообладатель изображений: ВМДПНИ
№ Госкаталога: 3131734
#9
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Пасхальное яйцо, шкатулка «Слушают бандуриста»

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%