Самым главным праздником в православии принято считать Пасху. Три блюда, без которых не обходится пасхальная трапеза, — это куличи, крашеные яйца и творожная пасха, и готовятся они единственный раз в году. Ведь эти блюда несут глубокий сакральный смысл, и угощаться ими можно только в Светлую седмицу.
Пасха, сладкая творожная масса, символизирует манну небесную, которой Господь одарил избранный народ. У формы пасхи — высокой усеченной пирамиды — есть два объяснения. Первое — она символизирует церковь. Второе — это изображение Голгофы, холма, где, по Новому Завету, был распят Иисус Христос.
До XVIII века пасха представляла собой густую массу из забродившего молока, за что и получила название «млеко огустевшее». Позже, когда хозяйки стали использовать твердый творог, появились и первые деревянные пасочницы. Без них получить устойчивую форму было бы невозможно.
Встречались цельные металлические пасочницы, но чаще — разъемные деревянные, причем в дело шли только лиственные породы деревьев. Из липы, березы, бука или ольхи вырезались дощечки в виде трапеций. Две из них делали с «ушками», две — с выемками, чтобы стенки удобно было скреплять между собой. Дно и верх пирамиды делались чуть меньшего размера, чтобы через щели могла стекать лишняя жидкость — «сыто». Дополнительно конструкцию скрепляли клинышками.
Внутреннюю сторону дощечек украшали резьбой: обязательными буквами «ХВ» (Христос Воскресе), изображениями креста. Могли использоваться и другие христианские мотивы, растительные орнаменты. Голубь означает Святого Духа, парусник — Ноев ковчег или церковь, виноградная лоза с семью ягодами — семь церковных Таинств, куст с зеленью — Неопалимую купину, ветвь с плодами — райское Древо жизни, лестница — один из символов Богородицы.
Традиционно угощение готовили в Чистый четверг, с молитвой и тщательно вымыв руки. Так к Пасхе оно успевало отстояться и схватиться. Пасочницу ополаскивали ключевой водой, высушивали, вкладывали внутрь марлю или другую тонкую ткань. Затем плотно заполняли сладкой массой из творога, который перетирали с маслом, яйцами, сметаной и сливками и сдабривали миндалем, цукатами, пряностями, изюмом. Форму обвязывали пеньковой веревкой и убирали в холод под гнет. Перед подачей на стол марлю отгибали, а пасху переворачивали на блюдо. Сверху ее нередко венчали сахарным крестом или праздничной красной свечой.
Для сохранности, убирая пасочницу до следующего года, ее промывали, смазывали льняным маслом и заворачивали в ткань. Этот предмет кухонной утвари особенно берегли как семейную реликвию.
Пасха, сладкая творожная масса, символизирует манну небесную, которой Господь одарил избранный народ. У формы пасхи — высокой усеченной пирамиды — есть два объяснения. Первое — она символизирует церковь. Второе — это изображение Голгофы, холма, где, по Новому Завету, был распят Иисус Христос.
До XVIII века пасха представляла собой густую массу из забродившего молока, за что и получила название «млеко огустевшее». Позже, когда хозяйки стали использовать твердый творог, появились и первые деревянные пасочницы. Без них получить устойчивую форму было бы невозможно.
Встречались цельные металлические пасочницы, но чаще — разъемные деревянные, причем в дело шли только лиственные породы деревьев. Из липы, березы, бука или ольхи вырезались дощечки в виде трапеций. Две из них делали с «ушками», две — с выемками, чтобы стенки удобно было скреплять между собой. Дно и верх пирамиды делались чуть меньшего размера, чтобы через щели могла стекать лишняя жидкость — «сыто». Дополнительно конструкцию скрепляли клинышками.
Внутреннюю сторону дощечек украшали резьбой: обязательными буквами «ХВ» (Христос Воскресе), изображениями креста. Могли использоваться и другие христианские мотивы, растительные орнаменты. Голубь означает Святого Духа, парусник — Ноев ковчег или церковь, виноградная лоза с семью ягодами — семь церковных Таинств, куст с зеленью — Неопалимую купину, ветвь с плодами — райское Древо жизни, лестница — один из символов Богородицы.
Традиционно угощение готовили в Чистый четверг, с молитвой и тщательно вымыв руки. Так к Пасхе оно успевало отстояться и схватиться. Пасочницу ополаскивали ключевой водой, высушивали, вкладывали внутрь марлю или другую тонкую ткань. Затем плотно заполняли сладкой массой из творога, который перетирали с маслом, яйцами, сметаной и сливками и сдабривали миндалем, цукатами, пряностями, изюмом. Форму обвязывали пеньковой веревкой и убирали в холод под гнет. Перед подачей на стол марлю отгибали, а пасху переворачивали на блюдо. Сверху ее нередко венчали сахарным крестом или праздничной красной свечой.
Для сохранности, убирая пасочницу до следующего года, ее промывали, смазывали льняным маслом и заворачивали в ткань. Этот предмет кухонной утвари особенно берегли как семейную реликвию.