В 1941 году в город Молотов прибыли шесть эшелонов с оборудованием и более полутора тысяч сотрудников эвакуированного Владимирского граммофонного завода. На его базе в Молотове организовали предприятие по производству боеприпасов. К 1944 году этот завод единственный в России обеспечивал взрывателями снаряды различных калибров наземной артиллерии.
Производство музыкальных изделий во время войны было полностью приостановлено и возобновилось только в 1946 году. Возрождение этих предметов культурного досуга стало нелегким. Большинство кадровых работников вернулись из эвакуации во Владимир, и молотовским специалистам пришлось налаживать процесс почти с нуля: осваивать технику литья под давлением, производство и шлифовку специфических деталей и многое другое. Тем не менее в апреле 1946 года новый Молотовский патефонный завод выпустил первую партию патефонов в сто штук.
На следующий год количество продукции выросло до 10 тысяч единиц, однако местные патефоны не пользовались достаточным спросом. Потребовалось еще несколько лет, чтобы довести технологический процесс до совершенства.
Инженеры постоянно совершенствовали конструкцию патефона, стремились создать максимально компактную модель, удобную для использования в любых условиях. Представленный малогабаритный патефон получил в народе прозвище «дорожный», «походный», «пляжный», тем самым доказав, что изготовители справились со своей основной задачей.
Конструкция патефона полностью разборная: в нижней части крышки расположилась рукоять для завода, в верхнюю, в специально вмонтированных пазах, поместили звукосниматель, диск, регулятор скорости. Тонарм (рычаг, к которому крепится мембрана с иглой) разместили в сдвижном основании. Несмотря на малые габариты, устройство подходило для пластинок любого размера. Одним из преимуществ патефона были специальные износостойкие сапфировые иглы, которые служили довольно долго.
1954 год был отмечен более чем миллионным тиражом молотовских патефонов, не считая количества игл. Однако эпоха патефонов клонилась к концу, и через два года завод пришлось переквалифицировать в велосипедный.