До начала XX века все городские сооружения отапливались с помощью печей. В храмах, общественных зданиях, а также домах состоятельных горожан печи украшались изразцами — обожженными керамическими плитками с живописными изображениями на поверхности.
Долгое время изразцы производились вручную и были очень дороги, их могли позволить себе только состоятельные люди. Одним из крупных центров искусства создания изразцов стала Калуга. Уже с начала XVIII века в городе существовали частные кафельные заводы.
Сюжетами для росписей служили библейские сцены, нравоучительные сценки из жизни, орнаментальные мотивы. После войны 1812 года появились изображения гусар и других военных. Наряду с сюжетными изразцами излюбленными мотивами калужской росписи были изображения «лимончиков», сине-белые изразцы с изображением отдельных цветов или ваз.
В XIX столетии число частных керамических заводов в Калуге стало постепенно уменьшаться. К концу века в России бурными темпами развивалось промышленное производство, появлялись крупные капиталистические монополии. В таких условиях становилось все труднее выживать небольшим керамическим предприятиям.
Одна из самых крупных монополий в Российской империи того времени — «Товарищество по производству фарфоровых, фаянсовых и керамических изделий М.С. Кузнецова». Помимо разнообразной посуды, которая пользовалась большим спросом, на ряде предприятий товарищества производились и наборы печных изразцов.
Они отличались своим качеством, а разнообразие декоров стремилось удовлетворить самые взыскательные вкусы. В украшении изразцов использовался весь арсенал средств: порой создавался сложный рельеф, применялись современные красители, золочение.
В коллекции музея представлена белая изразцовая печь с рельефным растительным орнаментом. Ее могли изготовить на одном из кузнецовских заводов. В декоре печи прослеживается влияние модерна — стиля, который диктовал моду в архитектуре и искусстве конца XIX — начала XX века. Об этом свидетельствует преобладание в рельефе и росписи изразцов изогнутых плавных линий, а также красок неярких, бледных оттенков: розового, голубого, зеленого.
На выставке также представлен коричневый с позолотой камин в стиле историзм. В его декоре сосуществуют элементы различных исторических стилей. Ранее подобные произведения называли эклектичными, сейчас же эклектика рассматривается как одна из составляющих стиля историзм. На оборотной стороне изразцов имеется оттиск — клеймо завода М.С. Кузнецова. Судя по нему камин изготовлен на одном из предприятий в период, предшествующий созданию товарищества в 1889 году.
Долгое время изразцы производились вручную и были очень дороги, их могли позволить себе только состоятельные люди. Одним из крупных центров искусства создания изразцов стала Калуга. Уже с начала XVIII века в городе существовали частные кафельные заводы.
Сюжетами для росписей служили библейские сцены, нравоучительные сценки из жизни, орнаментальные мотивы. После войны 1812 года появились изображения гусар и других военных. Наряду с сюжетными изразцами излюбленными мотивами калужской росписи были изображения «лимончиков», сине-белые изразцы с изображением отдельных цветов или ваз.
В XIX столетии число частных керамических заводов в Калуге стало постепенно уменьшаться. К концу века в России бурными темпами развивалось промышленное производство, появлялись крупные капиталистические монополии. В таких условиях становилось все труднее выживать небольшим керамическим предприятиям.
Одна из самых крупных монополий в Российской империи того времени — «Товарищество по производству фарфоровых, фаянсовых и керамических изделий М.С. Кузнецова». Помимо разнообразной посуды, которая пользовалась большим спросом, на ряде предприятий товарищества производились и наборы печных изразцов.
Они отличались своим качеством, а разнообразие декоров стремилось удовлетворить самые взыскательные вкусы. В украшении изразцов использовался весь арсенал средств: порой создавался сложный рельеф, применялись современные красители, золочение.
В коллекции музея представлена белая изразцовая печь с рельефным растительным орнаментом. Ее могли изготовить на одном из кузнецовских заводов. В декоре печи прослеживается влияние модерна — стиля, который диктовал моду в архитектуре и искусстве конца XIX — начала XX века. Об этом свидетельствует преобладание в рельефе и росписи изразцов изогнутых плавных линий, а также красок неярких, бледных оттенков: розового, голубого, зеленого.
На выставке также представлен коричневый с позолотой камин в стиле историзм. В его декоре сосуществуют элементы различных исторических стилей. Ранее подобные произведения называли эклектичными, сейчас же эклектика рассматривается как одна из составляющих стиля историзм. На оборотной стороне изразцов имеется оттиск — клеймо завода М.С. Кузнецова. Судя по нему камин изготовлен на одном из предприятий в период, предшествующий созданию товарищества в 1889 году.