Волжская Булгария существовала в X–XIII веках и была развитым государством. Оно располагалось в Среднем Поволжье и бассейне Камы. Булгары стоили города, некоторые из которых по уровню развития превосходили европейские и азиатские центры. Система городов позволяла безопасно перевозить грузы по стране — в их окрестностях на караваны не нападали.
Грузы также защищали с помощью пломб. По некоторым данным, именно в Волжской Булгарии впервые начали пломбировать емкости с товарами. Затем этот опыт переняли разные улусы (части) Золотой Орды и русские княжества. В основном пломбы вешали на товары, которые перевозили по Волге.
Печать, или пломба, представляла собой небольшой цилиндр из двух половинок, их соединяла специальная вставка — штифт. В середине имелось небольшое отверстие, вероятно, в нем проходил шнур для крепления печати к грузу. В центре торцевых плоскостей иногда вставляли крепежный клин — он пробивал узел на шнуре, и из-за этого снять пломбу без повреждения веревки или печати было невозможно. Так обеспечивалась сохранность груза, который перевозили купцы.
Печать у каждого торговца была своя, с особым дизайном. Археологи обнаружили экземпляры с рельефными изображениями льва, птиц и мифических существ. Один из наиболее популярных мотивов — лев или сфинкс в молитвенной позе. У них выделены большие когти, хвост, украшенный листом пальмы, и крупная голова. Некоторые историки полагают, что изображение могло быть подсмотрено булгарами как у мастеров из Ирана и Кавказа, так и у умельцев Западной Европы и Руси. Однако такую версию пока не удалось подтвердить: на этих территориях аналогичных находок не обнаружили.
Иногда, в целях экономии металла, из бронзы делали только плоскости с рельефным изображением, остальную часть выполняли из свинца или воска.
На экземпляре из коллекции Болгарского музея-заповедника с одной стороны изображена фигурка льва. Его голова повернута в анфас, а окончание хвоста венчает пальметта. Пальметтой называют элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева. С другой стороны печать украшена изображениями двух птиц, расположенных спиной друг к другу. Оба рисунка сопровождает поясок с частыми штрихами.
Грузы также защищали с помощью пломб. По некоторым данным, именно в Волжской Булгарии впервые начали пломбировать емкости с товарами. Затем этот опыт переняли разные улусы (части) Золотой Орды и русские княжества. В основном пломбы вешали на товары, которые перевозили по Волге.
Печать, или пломба, представляла собой небольшой цилиндр из двух половинок, их соединяла специальная вставка — штифт. В середине имелось небольшое отверстие, вероятно, в нем проходил шнур для крепления печати к грузу. В центре торцевых плоскостей иногда вставляли крепежный клин — он пробивал узел на шнуре, и из-за этого снять пломбу без повреждения веревки или печати было невозможно. Так обеспечивалась сохранность груза, который перевозили купцы.
Печать у каждого торговца была своя, с особым дизайном. Археологи обнаружили экземпляры с рельефными изображениями льва, птиц и мифических существ. Один из наиболее популярных мотивов — лев или сфинкс в молитвенной позе. У них выделены большие когти, хвост, украшенный листом пальмы, и крупная голова. Некоторые историки полагают, что изображение могло быть подсмотрено булгарами как у мастеров из Ирана и Кавказа, так и у умельцев Западной Европы и Руси. Однако такую версию пока не удалось подтвердить: на этих территориях аналогичных находок не обнаружили.
Иногда, в целях экономии металла, из бронзы делали только плоскости с рельефным изображением, остальную часть выполняли из свинца или воска.
На экземпляре из коллекции Болгарского музея-заповедника с одной стороны изображена фигурка льва. Его голова повернута в анфас, а окончание хвоста венчает пальметта. Пальметтой называют элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева. С другой стороны печать украшена изображениями двух птиц, расположенных спиной друг к другу. Оба рисунка сопровождает поясок с частыми штрихами.