Изразцы — это керамические плитки для облицовки печей, каминов и наружных стен. Они отличаются от рядовой плитки тем, что с обратной стороны имеют коробкообразный выступ — румпу. Она помогает прикрепить изразец к кладке. Их лицевая поверхность может быть рельефной или гладкой, мастера покрывали ее прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями.
Изразцовое искусство появилось еще в Древнем Египте и Вавилонии. Самая древняя форма облицовочной керамики — штифтмозаика. Шляпку глиняного гвоздя глазуровали, а затем этот гвоздь вбивали в стену. В древней Месопотамии глиняные стены для прочности облицовывали глазурованными кирпичами с рельефным рисунком.
Родиной стеклоделия и глазурования считают Восточное Средиземноморье. Эту традицию переняли византийские мастера, которые работали на территории Италии: в домах Венеции, в храмах Сицилии.
В этот период на Руси восстанавливали храмы и города. Искусство белокаменной резьбы владимиро-суздальской школы XII–XIII веков было утрачено. Декорировать стены решили быстрым и дешевым способом — рельефными кирпичами, изготовленных в резных деревянных формах. Вначале такие изразцы монтировали в кирпичную кладку и белили вместе со стеной. Затем использовали красные терракотовые плитки в качестве декоративных вставок.
Погарские мастера производили два вида изразцов: муравленые — покрытые зеленой глазурью разных оттенков — и терракотовые без поливы. На изразцах можно было увидеть сюжеты, характерные для Малороссии, Великороссии и Белоруссии: стилизованные изображения птиц, зверей, людей, звезду Давида, всадника с копьем в руке, двуглавого орла.
В Погаре были популярны печи, покрытые муравлеными изразцами, в народе их называли «зеленые печи». О такой упоминает в своем дневнике казачий офицер — генеральный хорунжий Николай Ханенко. Он рассказывал, что возил в собственное имение в селе Городище погарского мастера, который должен был изготовить «зеленую печь» в зальной комнате. История сохранила и фамилию одного из погарских мастеров — Черный.
Изразец, представленный в погарском музее, изготовлен на рубеже XVII–XVIII веков. Он покрыт темно-зеленой глазурью, видна отступающая от края румпа. Производство изразцов в Погаре к концу XVIII века заметно изменилось: вместе с терракотовыми, муравлеными и цветными изразцами с невысоким рельефом появились гладкие расписные экземпляры.
Изразцовое искусство появилось еще в Древнем Египте и Вавилонии. Самая древняя форма облицовочной керамики — штифтмозаика. Шляпку глиняного гвоздя глазуровали, а затем этот гвоздь вбивали в стену. В древней Месопотамии глиняные стены для прочности облицовывали глазурованными кирпичами с рельефным рисунком.
Родиной стеклоделия и глазурования считают Восточное Средиземноморье. Эту традицию переняли византийские мастера, которые работали на территории Италии: в домах Венеции, в храмах Сицилии.
Из Византии изразцовое искусство в послемонгольский период заимствовали древнерусские мастера. Вначале они изготавливали могильные плиты, иконы и вставки в кирпичную кладку из терракоты с рельефными надписями. Иногда изразцы покрывали зеленой муравленой глазурью. Зеленый цвет ей придавали медь и свинец в составе.
В этот период на Руси восстанавливали храмы и города. Искусство белокаменной резьбы владимиро-суздальской школы XII–XIII веков было утрачено. Декорировать стены решили быстрым и дешевым способом — рельефными кирпичами, изготовленных в резных деревянных формах. Вначале такие изразцы монтировали в кирпичную кладку и белили вместе со стеной. Затем использовали красные терракотовые плитки в качестве декоративных вставок.
Погарские мастера производили два вида изразцов: муравленые — покрытые зеленой глазурью разных оттенков — и терракотовые без поливы. На изразцах можно было увидеть сюжеты, характерные для Малороссии, Великороссии и Белоруссии: стилизованные изображения птиц, зверей, людей, звезду Давида, всадника с копьем в руке, двуглавого орла.
В Погаре были популярны печи, покрытые муравлеными изразцами, в народе их называли «зеленые печи». О такой упоминает в своем дневнике казачий офицер — генеральный хорунжий Николай Ханенко. Он рассказывал, что возил в собственное имение в селе Городище погарского мастера, который должен был изготовить «зеленую печь» в зальной комнате. История сохранила и фамилию одного из погарских мастеров — Черный.
Изразец, представленный в погарском музее, изготовлен на рубеже XVII–XVIII веков. Он покрыт темно-зеленой глазурью, видна отступающая от края румпа. Производство изразцов в Погаре к концу XVIII века заметно изменилось: вместе с терракотовыми, муравлеными и цветными изразцами с невысоким рельефом появились гладкие расписные экземпляры.