Пелена «Святые ярославские князья» является примером произведения мастерской Анны Ивановны Строгановой, в девичестве Злобиной, жены именитого человека Дмитрия Андреевича Строганова. С ее деятельностью связан самый плодотворный и продолжительный период в истории строгановского лицевого шитья.
В это время характерной особенностью строгановских золотошвейных мастерских стала серийность произведений. Одной из таких серий являются многочисленные небольшие пелены с одиночными или групповыми изображениями святых. К этой серии памятников относится и пелена «Святые ярославские князья».
В верхней части пелены, в облачной полусфере, изображена Богоматерь Знамение с Младенцем. Под ней, в двух арках в позах моления, — благоверный князь Феодор Смоленский с чадами Давидом и Константином, а также Василий и Константин Ярославские.
Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский (по прозванию Чёрный) родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237–1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами.
Сыновья святого князя Феодора Давид и Константин родились в Золотой Орде от его второго брака с дочерью могущественного татарского хана Менгу-Темира. Татарская царевна, прежде чем выйти за него замуж, приняла Святое крещение. Такой брак имел для Руси большое значение. Огромное влияние, которое святой Феодор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви.
Святые благоверные князья Василий и Константин были сыновьями первого князя Ярославского Всеволода Константиновича. Жили они в трудное для Руси время — самое начало монгольского нашествия. Прославились они тем, что несмотря на всю жестокость и разрушения того времени, братья не вступали в междоусобные конфликты и войны с соседствующими княжествами. Главной целью святых Василия и Константина Ярославских было установление мира на земле русской, восстановление разрушенных церквей, просветительская деятельность.
Пелена выполнена в технике золотного шитья. Лики и другие открытые участки тела Богородицы с Младенцем и святых вышиты плотно кручеными шелковыми нитями жемчужно-серого цвета. Схематическая моделировка ликов выполнена более темным тоном.
Одежды, различные детали композиции, а также фон пелены зашиты прядеными золотными и серебряными нитями «в прикреп». Цветные шелковые прикрепы образуют обычные для строгановского лицевого шитья геометрические орнаменты. Облака и позем вышиты сканью.
Фон пелены — брусничная тафта, он оставлен незашитым только у нижнего края, где серебряными нитями выполнена вкладная надпись: