Ледоруб — традиционный инструмент, который используется для сооружения прорубей и проверки льда на прочность. Он объединяет функции длинного шеста с металлическим шипом и топора с короткой рукояткой.
В санях жителей берегов Куршского залива в зимние месяцы всегда должен был находиться ледоруб: залив замерзал, но прекращать рыбный промысел было нельзя. Поэтому получил распространение подледный способ добычи рыбы: металлическими ледорубами на деревянных рукоятях прорубали отверстия во льду, по способу создания они назывались прорубями. Кроме этого, ледорубом проверяли ледяной покров на прочность. Три мощных удара обычно свидетельствуют о том, что место выдержит тяжесть — это сигнал к началу зимней ловли. Ледовым топором проверяются и в случае нужды очищаются края расселины во льду. С помощью ледоруба можно разбить ледяные глыбы и сбросить их в трещину, чтобы можно было ее легче преодолеть. И, наконец, ледоруб служил для того, чтобы помешать явлению под названием «праща». Во время езды по гладкому заливу при усилении ветра сани забирают в сторону, так как трение между полозьями и гладкой поверхностью льда слишком слабо, чтобы обеспечить продвижение по прямой. Если извозчик будет невнимательным и сразу же не натянет вожжу в сторону, чтобы помешать движению саней, то они начнут двигаться по кругу вокруг лошади как неподвижного центра и получат такой размах, что пассажиры выпадут из них, как из пращи. Такое закручивание можно предотвратить, если вбить в лед ледоруб. Это затормозит сдвиг в сторону.
Второе название ледоруба — пешня. Согласно находкам археологии этот инструмент был распространен в древнем мире. Пешня насаживалась на прочную палку (пеховье) длиной 1,5 метра, к концу которой привязывалась бечевка и наматывалась на руку, чтобы пешня, вырвавшись из рук, не могла утонуть в проруби. Рабочие, которые рубили во льду проруби для выкидывания невода, назывались пехорями.