Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «В мире живописи. XX век»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Три сосны, Пейзаж с березой, Пятницкая улица

0
Открыть в приложении
#1

Три сосны

#8

Заслуженный художник России Фёдор Петрович Глебов считается одним из лучших пейзажистов ХХ века. Его творчество стало значительным явлением в русском изобразительном искусстве.

Первоначальное художественное образование он получил в период с 1932 по 1936 год в Московском художественном училище памяти 1905 года, где занимался у Николая Петровича Крымова.

Сразу же после он поступил в Московский институт изобразительных искусств имени Сурикова. Там его преподавателями стали Александр Александрович Осмёркин и Сергей Васильевич Герасимов. В 1941 году художник добровольцем ушёл на фронт.

После войны, в 1948 году, его дипломной работой стала картина «На фронтовой дороге». Именно с этого времени началась активная творческая работа Фёдора Глебова. Первые годы художник работал в книжной графике.

Он занимался иллюстрациями к произведениям Вениамина Александровича Каверина, Александра Александровича Фадеева, Сергея Владимировича Михалкова, работал в технике линогравюры. Затем под влиянием Николая Петровича Крымова, с которым он дружил, увлекся живописью. Фёдор Петрович писал:

#9

У Крымова я учился не два года, а всю жизнь.

#10

В шестидесятые годы наступило время творческой зрелости художника. Основным жанром его живописи стал среднерусский пейзаж. Окрепшее мастерство живописца и осознание индивидуальности своей творческой манеры, позволило ему не ограничивать себя в выборе тем и мотивов.

Художник много ездил по стране. Особое место в творчестве Фёдора Глебова заняла серия пейзажей 1973 года, которые он написал по пушкинским местам. Серия ознаменовала новый этап творчества художника: утверждение монументальности в пейзаже, восприятие природы как величественного, мощного окружения человека.

Художественный критик Иван Борисович Порто писал:
#11

Картины Глебова отличаются особой драматургией, в них всегда присутствует индивидуальное восприятие натуры. В одних случаях художник стремится передать динамику пейзажа, в других, наоборот, покой и тишину в природе. Но в каждом из произведений зритель всегда чувствует глубоко пережитое отношение автора к изображаемому мотиву.

#12

Работа «Три сосны» символизирует мощь и красоту русского леса.

В 1979 году Фёдору Петровичу Глебову присудили диплом Академии художеств СССР за этот пейзаж, а также за живописные произведения «Облака над озером» и «Речка Мезенка».
#4
Название: Три сосны
Автор: Глебов Ф.П.
Дата создания: 1970 год
№ Госкаталога: 10360949
Место создания: СССР
Техника: холст, масло
Размеры: 55×70 см
#2
Пейзаж с двойной березой
#13

Василий Васильевич Почиталов (1903–1973) родился в Угличе в многодетной семье краснодеревщика. Когда семья переехала в Москву, он попал в летнюю трудовую колонию для детей и подростков рабочей бедноты. Учреждением руководил известный педагог Станислав Теофилович Шацкий.

Здесь с детьми много занимались музыкой, учили рисовать, ставили спектакли, в том числе оперные, занимались иностранными языками. Они находились на полном самообеспечении. Уже после революции колония получила название «Бодрая жизнь».

Многие из ее выпускников впоследствии стали известными деятелями культуры. Перед Василием Почиталовым встал выбор: стать оперным певцом или художником. Он остановился на ВХУТЕИНе (ВХУТЕМАСе), где учился у Александра Васильевича Шевченко. По окончании учебы преподавал и одновременно работал в театре Мейерхольда вместе с Кукрыниксами.

Несколько поколений советских художников считали Василия Васильевича Почиталова своим учителем: он долгие годы преподавал живопись в Московской художественной школе, художественном институте имени Сурикова, Текстильном институте. Почиталов — один из создателей Московской средней художественной школы (МСХШ). Художник Иван Васильевич Сорокин писал:
#14

Мы были мальчишки и в художественную школу пришли сами… Педагогов было много, но только В.В. Почиталов, только он один нас разгадал, и мы навсегда ему поверили…

#15

Василий Почиталов трудился до самого последнего дня, участвовал в организации Общества охраны памятников истории и архитектуры, организовывал выставки. Он открыл многих талантливых художников народных ремесел. Но при этом всегда находил время, чтобы писать.

В коллекции музея находится работа Почиталова «Пейзаж с двойной березой». Можно представить, как движение кисти вело за собой автора, сливалось с формами натуры. Художник явно ощущал пластику и цвет изображённого мира. С первых самостоятельных шагов Почиталов учился у природы. Сам автор писал: «Я не отражаю природу, я живу в ней».

Смерть застала Василия Васильевича за работой в мастерской, когда ему было 70 лет. Это произошло накануне открытия его первой персональной выставки. Ту экспозицию подготовили его ближайшие ученики, которые были рядом всю жизнь.

#5
Название: Пейзаж с двойной березой
Автор: Почиталов В.В.
Дата создания: 1950–1960-е годы
Место создания: СССР
Техника: холст, масло
Размеры: 50×60 см
#3
Москва. Пятницкая улица
#16

Николай Алексеевич Кабанов родился в селе Селилове в 1928 году. После Великой Отечественной войны он поступил на учебу в Московское художественно-промышленное училище имени Калинина, в период с 1965 по 1972 год — в Московском высшем художественно-промышленном училище.

Николай Алексеевич работал в характерной для московской живописной школы манере. Мастер относился к числу художников, которые посвятили себя одному жанру и одной теме. В случае Кабанова этот жанр — городской пейзаж, а тема — город Москва.

Его картины отличаются ярко выраженным индивидуальным видением и переживанием. Поэтому в них знакомые всем места Москвы предстают перед зрителем хотя и топографически узнаваемыми, но преображенными поэтическим взглядом художника. Они словно получают новую жизнь и звучание.

Дочь Николая Алексеевича писала:
#17

Насколько я помню, папа не работал по заказам, а писал всегда с натуры любимые уголки Москвы или понравившиеся пейзажи. В любую погоду выходил на улицу, даже в сильный мороз. Редко делал эскизы к своим работам, а скорее совсем не делал, по крайней мере я не припомню.

#18

В большинстве пейзажей, которые написал художник, можно различить центральные районы столицы, ее уходящую в глубь веков историю, которую отражают архитектурные памятники. Пример тому — картина «Москва. Пятницкая улица».

Пятницкая улица сегодня — одна из самых оживленных магистралей Замоскворечья. Она идет от Чугунного моста Водоотводного канала до Садового кольца. Слегка извилистая, узкая, с домами небольшой этажности, вертикалями колоколен и церквей.

С этой улицей связаны имена Александра Николаевича Островского и Льва Николаевича Толстого. В 1857–1858 годах на улице Пятницкой, 12 молодой Толстой после Крымской войны снимал жилье. К тому времени он уже был известным писателем.

Жизнь в Замоскворечье сблизила Льва Толстого с Александром Островским и Афанасием Фетом. Последний в студенческие годы останавливался у писателя Дмитрия Васильевича Григоровича, который тоже жил на Пятницкой.

Москва на картине Николая Алексеевича Кабанова — город XX века.

#6
Название: Москва. Пятницкая улица
Автор: Кабанов Н.А.
Дата создания: 1982 год
№ Госкаталога: 10363794
Место создания: СССР, город Москва
Техника: холст, масло
Размеры: 60×60 см
#7
читать дальшескрыть

Три сосны, Пейзаж с березой, Пятницкая улица

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%