С середины XVIII века Гороховец оказался в стороне от важнейших транспортных сухопутных путей. При этом город в меньшей степени претерпел изменения, которые проводила комиссия по каменному строению Санкт-Петербурга и Москвы.
С 1763 года комиссия разрабатывала проекты по регулярной перепланировке всех городов Российской империи, перекраивала их в соответствии с представлениями эпохи классицизма. Вместо прежней беспорядочности застройки улиц внедрялась система разбивки городской территории на четкую сетку геометрически правильных кварталов и постановкой домов на единой красной линии.
Гороховец получил первый «высочайше одобренный» план регулярной перепланировки в 1787 году. В отличие от остальных городов Владимирской губернии, он в большей степени учитывал уже сформировавшиеся градостроительные реалии. Он принимал во внимание наличие речки Могиленки, разделяющий Гороховец на две части. Для этих двух частей были выбраны различные планировочные решения. Но план мало учитывал существующий природный рельеф.
Улицы на плане слегка выпрямлялись. Их линии по-прежнему ориентировались на направления холмов и русло реки Клязьмы. Основной магистралью оставалась улица Большая, переименованная в Благовещенскую. Параллельно ей, на месте прежних пустырей и огородов, появилась улица Сретенская. Следующая продольная улица была выпрямлена и получила новое наименование — Сергиевская.
Регулярные планы в большинстве русских городов реализовывались со значительными отступлениями. Однако в Гороховце такие отступления оказались наиболее существенными. К корректировке плана неоднократно возвращались и потом. Он правился в 1809, 1822, 1836 годах. Но в итоге цель так и не была достигнута. Основными причинами этого следует считать сложный рельеф, объективно препятствующий регулярной планировке, а также недостаток экономических ресурсов, делавший невозможным масштабное строительство.
Таким образом, Гороховец оказался в числе тех немногих русских городов, которым в ходе градостроительных преобразований конца XVIII века удалось в значительной степени сохранить свою древнюю дорегулярную планировку.
С 1763 года комиссия разрабатывала проекты по регулярной перепланировке всех городов Российской империи, перекраивала их в соответствии с представлениями эпохи классицизма. Вместо прежней беспорядочности застройки улиц внедрялась система разбивки городской территории на четкую сетку геометрически правильных кварталов и постановкой домов на единой красной линии.
Гороховец получил первый «высочайше одобренный» план регулярной перепланировки в 1787 году. В отличие от остальных городов Владимирской губернии, он в большей степени учитывал уже сформировавшиеся градостроительные реалии. Он принимал во внимание наличие речки Могиленки, разделяющий Гороховец на две части. Для этих двух частей были выбраны различные планировочные решения. Но план мало учитывал существующий природный рельеф.
Улицы на плане слегка выпрямлялись. Их линии по-прежнему ориентировались на направления холмов и русло реки Клязьмы. Основной магистралью оставалась улица Большая, переименованная в Благовещенскую. Параллельно ей, на месте прежних пустырей и огородов, появилась улица Сретенская. Следующая продольная улица была выпрямлена и получила новое наименование — Сергиевская.
Регулярные планы в большинстве русских городов реализовывались со значительными отступлениями. Однако в Гороховце такие отступления оказались наиболее существенными. К корректировке плана неоднократно возвращались и потом. Он правился в 1809, 1822, 1836 годах. Но в итоге цель так и не была достигнута. Основными причинами этого следует считать сложный рельеф, объективно препятствующий регулярной планировке, а также недостаток экономических ресурсов, делавший невозможным масштабное строительство.
Таким образом, Гороховец оказался в числе тех немногих русских городов, которым в ходе градостроительных преобразований конца XVIII века удалось в значительной степени сохранить свою древнюю дорегулярную планировку.