Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Северная цивилизация: народ ханты»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Платье, Халат, Нагрудник, Платок

0
Открыть в приложении
#1
Платье, Халат, Нагрудник, Платок
#14
Платье
#13
Традиционный женский костюм народа ханты не только практичен, но и красив. Национальное платье, которое на местном наречии называется «ернас», шьют, как правило, из однотонной ткани, например, из ситца, сатина или фланели.
 
В старину северные мастерицы ткали полотна из крапивы. Ее собирали осенью, когда с растения опадали листья, и сушили. Затем крапиву разделяли на волокна, обрабатывали колотушкой, чтобы она стала эластичной, и ткали нити, из которых потом изготавливали ткань.
 
Национальные платья украшают однотонными полосками из разных материалов. Их нашивают на ткань платья близко друг к другу — и так получается цветная кайма на манжетах, полах и подоле. По преданию, эта кайма проводит границу между человеком и внешним миром и защищает его от духов болезней. Между полосками нашивают ленту мелкого орнамента, выполненного в технике аппликации. Каждую деталь платья украшают узором и тканевыми полосами, и только после этого элементы сшивают вместе в готовый наряд.

Для создания традиционного платья мастерицы чаще всего используют белый, красный, зеленый, желтый, синий цвета. Каждый из них имеет символическое значение: белый символизирует снег, красный — огонь, желтый является символом жизни, зеленый обозначает тайгу, а синий — воду и небо.
 
Время изготовления одного ернаса зависит от таланта и опыта мастерицы. Одно из поверий народа ханты гласит, что, когда женщина занята рукоделием, ее мысли вшиваются в швы и узоры будущей вещи. Поэтому во время работы мастерицы стараются думать только о хорошем.
 
На шею поверх платья традиционно надевают нагрудное украшение. Его плетут из бисера, украшая хантыйскими геометрическими орнаментами. Такое украшение служит для его обладательницы оберегом, дополнительной защитой от злых духов.
 
В экспозиции музея представлено национальное платье-ернас традиционного покроя — так называемое платье-рубаха с широким воланом по подолу и отложным воротником, сшитое без плечевых швов. На груди выполнен разрез, застегивающийся на три пуговицы. Ворот, подол и манжеты платья орнаментированы белыми, светло-бирюзовыми и голубыми полосками в технике аппликации «ткань по ткани».
#12
Полное наименование: Платье национальное хантыйское (национальное наименование: Ернас)
Дата создания: 2006 год
Техника: ткань по ткани
Размеры: 91×142 см
Правообладатель изображений: МАУК «Этнокультурный центр»
Автор: Ольга Ильинична Костина
Коллекция: МАУК «Этнокультурный центр»
Место создания: Белоярский район, село Казым
#11
Халат
#10
В экспозиции представлен традиционный хантыйский женский халат, который создала народный мастер России Аксинья Ерныхова в 2006 году.
 
Такой халат хантыйские женщины надевают поверх ситцевого платья, чаще всего по праздникам. Его шьют из однотонной гладкой ткани, например, из сатина, как правило бордового цвета. Халат состоит из кокетки, спинки и полок. Кокеткой называют отрезную часть ткани, которую пришивают к спинке, а полками — короткие сужающиеся рукава.

Халат расширяется к низу, воротника у него нет. Сначала каждую деталь будущего изделия расшивают орнаментом и только затем их сшивают вместе. Иногда его дополнительно украшают бисером.
 
Подол, края и рукава декорируют традиционным орнаментом — узкими полосками из ткани белого и голубого цветов. Его создают в технике аппликации. Простейший геометрический узор — прямая линия, полоса или лента — у народа ханты означает дорогу, жизненный путь.
 
Подол халата мастерицы также расшивают продольными полосками белого, синего, желтого цвета. Такой узор ханты считают защитой от злых духов, которые приносят беды и болезни из Нижнего мира. По самой кромке подола мелкими стежками, которые видны только с изнанки, пришивают полосу, расшитую бисером.
 
Орнамент на рукавах, также выполняемый в технике аппликации, согласно древним верованиям, обеспечивает защиту от порчи и сглаза. Ханты считают, что мысли мастерицы будут вшиты в швы и узоры, поэтому женщина во время работы должна думать только о хорошем.
 
Согласно поверьям хантов, одежду можно надевать, только если орнамент на ней полностью завершен.
 
Пошив одежды у северных народов считается традиционно женским занятием. Мастерицы, владеющие всеми секретами этого искусства, не пользуются специальными выкройками-шаблонами, трафаретами или линейками. Все детали они могут измерить на глаз.
 
В старину создание даже одного предмета одежды было долгим и трудоемким занятием: мастерицы обычно работали зимой при скудном освещении. Например, процесс вышивки рубахи или платья мог занять один или даже два года.
#9
Полное наименование: Халат хантыйский женский
Автор: Аксинья Григорьевна Ерныхова
Дата создания: 2006 год
Техника: аппликация ткань по ткани
Размеры: 101,5×98 см
Правообладатель изображений: МАУК «Этнокультурный центр»
Коллекция: МАУК «Этнокультурный центр»
Место создания: Белоярский район, с. Казым
#8
Нагрудник
#7
Женский нагрудник начала ХХ века, представленный в экспозиции музея, изготовлен в традиционной технике бисероплетения в селе Казым Белоярского района Югры. В работе автор изделия, мастерица Зинаида Каскина, использовала бисер синего, оранжевого, белого и голубого цветов. Дополнительно нагрудник декорирован пятикопеечными монетами.

В культуре обских угров женские украшения делились на декоративные и ритуальные. Первые не несли сакрального смысла, поскольку на них не наносили священные орнаменты. Такие украшения надевали, например, с праздничным костюмом. Ритуальные аксессуары, согласно верованиям северных народов, выполняли защитную функцию: охраняли владелицу от злых духов. Например, если особенное украшение носили на груди, оно закрывало и защищало сердце.
 
Съемные нагрудные украшения, сплетенные из бисера, назывались «мэвлопс», что с хантыйского языка дословно переводится как «груди хранитель». Нашейный аксессуар назывался «турлопс» — «лоскуток у горла».
 
В старину коренные северные народы украшали одежду только природными материалами: ракушками, камнями, зубами и позвонками животных, шариками из глины. Бисер в декоративно-прикладном искусстве хантов появился только с развитием торговых путей на Севере.
 
Процесс нанизывания бисера на леску или нить на северном диалекте хантыйского языка назывался «сак каратты», что означает «располагать бисеринки друг за другом». А восточные ханты называли это ремесло «сук пултэ», что переводится как «запрягать камешки».
 
Для создания украшений ханты и манси предпочитали использовать яркий цветной бисер, например, синий, голубой, оранжевый, зеленый, желтый. Мастерицы старались нанизать друг за другом бусины контрастных оттенков.
 
До наших дней сохранились две старинные техники работы с бисером: вышивка и плетение. Способы низания бисера различаются по количеству нитей: в одном изделии их может быть до тридцати. В древности мастерицы пользовались нитями, изготовленными из оленьих сухожилий или конского волоса. А в наши дни их заменили тонкая проволока или леска. Плетут бисерные украшения вручную, чередуя геометрические, стилизованные растительные и зооморфные орнаменты.
#6
Полное наименование: Нагрудник женский (Мев лопас)
Дата создания: середина ХХ века
Техника: бисероплетение
Размеры: 46×86 см
Правообладатель изображений: МАУК «Этнокультурный центр»
Коллекция: МАУК «Этнокультурный центр»
Автор: Зинаида Семеновна Каксина
Место создания: Белоярский район, село Казым
#3
Платок
#5
В старину женщины народов ханты и манси не носили шапки. Основным женским убором был платок. В морозные зимы на голову повязывали сразу несколько платков, вкладывая один в другой. На праздники под платок надевали налобную повязку, которую шили из полосы ткани, украшая разноцветным бисером.
 
Платок был обязательной частью женского костюма. В хантыйской культуре ему приписывали сакральное значение. Его считали символом защиты, оберегом от нечистой силы и подношением духам-покровителям.
 
Платок фигурирует во многих обрядах народа ханты. Например, во время сватовства родители жениха присылали семье невесты этот головной убор. Он становился символом помолвки, и девушку уже не могли отдать в жены другому. А во время самой свадьбы невесту накрывали двумя платками, если были живы оба ее родителя, и одним, если у нее не было отца или матери.
 
Соблюдали ханты и обычай избегания: лицо замужней женщины не должны были видеть «чужие» мужчины. Поэтому после свадьбы жена обязательно опускала платок на лицо в присутствии посторонних.
 
Северные народы, живущие на разных территориях, носили платок по-разному. Например, восточные ханты завязывали его под подбородком, а на Васьюгане (нижний приток Оби) концы убора завязывали сзади, прикрывая лоб до бровей. В помещении, когда женщине не нужно было прятать лицо, она закрепляла платок на затылке.
 
Пошив платков традиционно был женским ремеслом. В старину для изготовления этого головного убора брали аршин (чуть больше 70 сантиметров) ткани, по краю пришивали кайму. Эта полоса символизировала границу, защищающую женщину от враждебного внешнего мира.
 
У восточных хантов платок мог быть только четырехугольным, а среди южных и северных обских угров долгое время было принято носить треугольные косынки, украшенные вышивкой.
 
Платки хантов часто были двухцветными: красно-синими или красно-зелеными. Уборы украшали бисерными подвесками, колокольчиками, бахромой, кистями.
 
Платок, представленный в экспозиции, был сшит вручную в середине XX века в селе Казым Белоярского района Тюменской области.
#4
Полное наименование: Национальный женский платок
Дата создания: середина XX века
Техника: аппликация «ткань по ткани»
Размеры: 118×111 см
Правообладатель изображений: МАУК «Этнокультурный центр»
Коллекция: МАУК «Этнокультурный центр»
Автор: Ираида Григорьевна Неттина
Место создания: Белоярский район, село Казым
#2
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Платье, Халат, Нагрудник, Платок

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%