Традиция покрывать голову платком у женщин уходит корнями в далекое прошлое. Ношение головных покрывал было обусловлено необходимостью соблюдения шариата (законов Бога). Женский татарский народный костюм в качестве обязательной части включал покрывало-платок, им необходимо было закрывать голову, волосы и плечи.
Разнообразные покрывала — «бэрканчек», «тугэрэк яулык», «орпек», «тастар» — к концу XIX века вышли из широкого употребления. Эти самобытные головные уборы были разнообразными по форме (квадратные, треугольные, полотенцеобразные), декоративному решению (вышивка, аппликация, узорное ткачество) и способам ношения. На смену им пришли платки и шали фабричного производства. В то время они стали универсальными головными уборами практически для всего женского населения нашей страны, одновременно украшением и необходимым для мусульманской женщины аксессуаром.
Ажурные шелковые шали надевали при выходе из дома: пожилые состоятельные женщины — под меховую шапку «камчат бүрек», молодые женщины и девушки набрасывали их на шапкообразный убор калфак. Шали с длинными кистями покрывали не только головы, но и плавно опускались на плечи, а кисти длиною в 18–20 см создавали впечатление продолжения косы. Платки с определенными узорами имеют свое предназначение и отличаются не только по функциональности, но и по рангам. Они своим видом (узорами) говорят о статусе дамы.
Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека. Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Девушки носили на голове многослойную «конструкцию», состоящую из следующих элементов: ткань, покрывало, обруч, шапка или платок. С помощью последнего покрывало фиксировалось на голове.
Платок был подарен музею в 1999 году Фатимой Яминовой, старожилом деревни Тураева. Все поле цветного платка прямоугольной формы покрыто геометрическим узором, а края обвязаны бахромой из синих нитей.
Разнообразные покрывала — «бэрканчек», «тугэрэк яулык», «орпек», «тастар» — к концу XIX века вышли из широкого употребления. Эти самобытные головные уборы были разнообразными по форме (квадратные, треугольные, полотенцеобразные), декоративному решению (вышивка, аппликация, узорное ткачество) и способам ношения. На смену им пришли платки и шали фабричного производства. В то время они стали универсальными головными уборами практически для всего женского населения нашей страны, одновременно украшением и необходимым для мусульманской женщины аксессуаром.
Ажурные шелковые шали надевали при выходе из дома: пожилые состоятельные женщины — под меховую шапку «камчат бүрек», молодые женщины и девушки набрасывали их на шапкообразный убор калфак. Шали с длинными кистями покрывали не только головы, но и плавно опускались на плечи, а кисти длиною в 18–20 см создавали впечатление продолжения косы. Платки с определенными узорами имеют свое предназначение и отличаются не только по функциональности, но и по рангам. Они своим видом (узорами) говорят о статусе дамы.
Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека. Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Девушки носили на голове многослойную «конструкцию», состоящую из следующих элементов: ткань, покрывало, обруч, шапка или платок. С помощью последнего покрывало фиксировалось на голове.
Платок был подарен музею в 1999 году Фатимой Яминовой, старожилом деревни Тураева. Все поле цветного платка прямоугольной формы покрыто геометрическим узором, а края обвязаны бахромой из синих нитей.