Данное каменное изваяние с фантастической личиной эксперты датируют концом III — началом II тысячелетия до нашей эры и относят к окуневской археологической культуре. Так называют группу южносибирских скотоводов, которые жили на территории современной Хакасии и в южной части Красноярского края в бронзовом веке.
В искусстве окуневцев особую роль играли стелы, которые чаще всего устанавливали у погребальных склепов. Такие изваяния обычно изготавливали из песчаника или гранита и придавали им саблевидную форму. На узкой грани высекали изображения животных или так называемых личин. К подобным памятникам относится и представленное в экспозиции изваяние.
В 1948 году его вывез в музей археолог Альберт Липский из поминальника таштыкской археологической культуры (I–V века до нашей эры), который находился у улуса Кызлас Аскизского района Республики Хакасия.
Изваяние представляет собой столб прямоугольной формы из красного песчаника. Оно достигает 2,5 метра в высоту, однако в древности стела была выше: ее верхняя часть обломана.
На столбе изображена личина древнего божества. Объемный и выпуклый в профиль рисунок создан в технике точечной выбивки с последующей прошлифовкой линий.
В образе божества сочетаются зооморфные и антропоморфные черты. Его лицо поделено на три части горизонтальными линиями. В верхней области изображены три глаза фантастического существа в виде окружностей с точками внутри. Центральный глаз находится несколько выше двух других и отделен от них изогнутыми вертикальными полосами. Также в верхней части личины прорисованы стилизованные звериные уши. Между ними сохранились две косые перекрещенные линии.
В центральной части лица изображены два небольших круга. Исследователи предполагают, что они символизируют ноздри божества. Кружки обрамляют двойные вертикальные волнистые линии.
В нижней части личины выбит рот в виде желобчатой овальной полоски. Подбородок декорирован горизонтальной линией.
Под самим божеством высечены две симметрично расположенные окружности. Эксперты считают, что так обозначена грудь существа. А над его головой сохранилось схематическое изображение хищного зверя, обращенного разинутой пастью к личине. Из пасти высовывается раздвоенное «змеиное жало».
В искусстве окуневцев особую роль играли стелы, которые чаще всего устанавливали у погребальных склепов. Такие изваяния обычно изготавливали из песчаника или гранита и придавали им саблевидную форму. На узкой грани высекали изображения животных или так называемых личин. К подобным памятникам относится и представленное в экспозиции изваяние.
В 1948 году его вывез в музей археолог Альберт Липский из поминальника таштыкской археологической культуры (I–V века до нашей эры), который находился у улуса Кызлас Аскизского района Республики Хакасия.
Изваяние представляет собой столб прямоугольной формы из красного песчаника. Оно достигает 2,5 метра в высоту, однако в древности стела была выше: ее верхняя часть обломана.
На столбе изображена личина древнего божества. Объемный и выпуклый в профиль рисунок создан в технике точечной выбивки с последующей прошлифовкой линий.
В образе божества сочетаются зооморфные и антропоморфные черты. Его лицо поделено на три части горизонтальными линиями. В верхней области изображены три глаза фантастического существа в виде окружностей с точками внутри. Центральный глаз находится несколько выше двух других и отделен от них изогнутыми вертикальными полосами. Также в верхней части личины прорисованы стилизованные звериные уши. Между ними сохранились две косые перекрещенные линии.
В центральной части лица изображены два небольших круга. Исследователи предполагают, что они символизируют ноздри божества. Кружки обрамляют двойные вертикальные волнистые линии.
В нижней части личины выбит рот в виде желобчатой овальной полоски. Подбородок декорирован горизонтальной линией.
Под самим божеством высечены две симметрично расположенные окружности. Эксперты считают, что так обозначена грудь существа. А над его головой сохранилось схематическое изображение хищного зверя, обращенного разинутой пастью к личине. Из пасти высовывается раздвоенное «змеиное жало».