Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Тобольский губернский музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Плита жертвенная, меч-акинак и котел бронзовый

0
Открыть в приложении
#1
Плита жертвенная, меч-акинак и котел бронзовый
#11

Плита жертвенная

#2
#3
Каменную жертвенную плиту нашли случайно на распаханном поле возле города Кургана Тобольской губернии. Ее нашел ученик уездного училища Решетников. Никаких других предметов культа рядом не было. Плиту передал в Тобольский губернский музей 27 мая 1891 года священник Гривцов. Это один из первых экспонатов музея.

Найденная жертвенная плита — это сплошной камень, плоский, слегка вытянутой формы с округлыми краями. На боковых сторонах и плоскостях камня, верхней и нижней, видны следы шлифовки, а грани заглажены. С точки зрения художественного исполнения скульптура очень схематична и напоминает голову барана. Глаза сделаны в виде бугорков, рот намечен простой гранью, которая разделяет верхнюю и нижнюю челюсти.

Исследователи считали, что этот жертвенный камень использовался в погребальном обряде, так как подобные плиты часто оставались на курганах после совершения обрядовых действий. Предполагалось, что они могли изображать тотемное существо.

Важное место в структуре практически любого древнего традиционного ритуала занимал акт принесения чего-либо или кого-либо в жертву. Соответственно, в большинстве святилищ одним из главных элементом был жертвенник — некий сакральный объект, на котором и совершалось жертвоприношение. В индоевропейской культуре, в которой камень имел особое значение, в качестве жертвенника очень часто выступал именно этот материал.

Время бытования обнаруженного в Кургане археологического памятника относится к эпохе раннего железа — от V века до нашей эры до V века нашей эры. С большей вероятностью эту жертвенную плиту можно отнести к скифо-сарматской эпохе. Форма жертвенной плиты характерна исключительно для Зауралья и нигде в других областях не повторяется. Изображения баранов были широко распространены во многих культурах. Очень часто они встречаются и в Сибири, начиная с карасукского времени.

Карасукская культура — это археологическая культура бронзового века конца II — начала I тысячелетия до нашей эры, получившая распространение в Южной Сибири и Казахстане. Названа она по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук, притоке Енисея, близ села Батени в Боградском районе в Хакасии.
#4
Дата создания: V в. до н. э. — V в. н. э.
Техника: Камень, оббивка, шлифовка
Место создания: Россия, Среднее Зауралье
Размеры: 7,4×15,5×26 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 7946889
#13

Меч-акинак

#5
#6
Обоюдоострый сарматского типа железный меч-акинак — один из первых экспонатов Тобольского губернского музея. Его нашли случайно недалеко от города Заводоуковска Тобольской губернии в 1903 году. Акинак входит в так называемую скифскую триаду — комплекса предметов, характерных для скифской культуры. Точно не известно, как он оказался в Тобольской губернии.

Меч-акинак — это колющее оружие для рукопашного боя, распространенное у кочевых народов в эпоху железного века. Он отличался от других видов мечей коротким, до 60 сантиметров, треугольным клинком с широким основанием и тонким острием. Несмотря на то, что акинак характеризовали как колющее оружие, вес клинка — около двух килограммов — позволял наносить сильные рубящие удары. Клинок и рукоять акинака обычно выковывали из цельной полосы металла. Иногда из нескольких полос, в дальнейшем их соединяли с помощью кузнечной сварки, тем же способом прикрепляли перекрестие и навершие.

Тобольский акинак необычен тем, что у него есть долы — тонкие продольные полоски на лезвии, уменьшающие вес клинка. Изначально у акинаков не было долов. Первые мечи с долами и ребрами жесткости находили в захоронениях северокавказской культуры, их датировали VII веком до нашей эры.

Чаще всего акинаки были вспомогательным вооружением — кочевники предпочитали стрелять из луков и метать дротики и копья. Короткими мечами владели представители военной аристократии, у простых воинов их не было. Акинак носили на поясе справа в деревянных ножнах, имеющих вверху специальное расширение для крепления к ремню. Ножны украшали костяным наконечником и бронзовыми или золотыми пластинами с изображениями в зверином стиле — орнаментальный стиль, характерный для скифской культуры.

Большинство скифов вело кочевой образ жизни. При этом они могли передвигаться на большие расстояния за сравнительно короткий промежуток времени. Выделить их предков среди множества племен со схожей культурой очень трудно. Расцвет скифской цивилизации пришелся на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза. К началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. Этим же временем датируются следы пребывания скифов, найденные на Кавказе.
#7
Дата создания: IX–III вв. до н. э.
Техника: Железо, ковка ручная 
Размеры: 47×5 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 4110143
#14

Котел бронзовый

#8
#9
Бронзовый котел стал одним из первых экспонатов Тобольского губернского музея. Исследователи предполагали, что его использовали представители саргатской культуры — племена, жившие с VII–VI веков до н. э. по III–V века н. э. на территории Западной Сибири от предгорий Урала вдоль крупных рек — Иртыша, Ишима, Тобола, по среднему течению Оми и в низовьях Исети. Они вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Известны крупные городища саргатов площадью около 10 000 кв. м., но большинство поселений были средними по размеру. Люди жили в прямоугольных полуземлянках, выстроенных из дерева, в строительстве применяли также камыш, ветки кустарника и дерн.

В настоящее время котлы и другие артефакты саргатской культуры встречаются на местах древних поселений, жертвенниках и в курганных могильниках. Но чаще всего их находят не в археологических комплексах, а случайно — в обычных населенных пунктах. Этот бронзовый котел с ручками на поддоне в форме конуса нашли в селе Ключевском Курганского округа Тобольской губернии. На нем заметен вертикальный литейный шов — это значит, что котел отливали в специальной двусоставной форме. Мастер вливал расплавленный металл в форму, и он, затекая, занимал пространство на стыке половинок. Так появлялся гребень, или шов. Обычно его зашлифовывали, но иногда следы шва на поверхности скрыть не удавалось.

Назначение этого котла точно не известно. Они выполняли несколько функций. Например, у нганасанов и хантов котел мог заменить шаманский бубен и участвовал в установлении связи между мирами. Но особое внимание исследователи обращают на их связь с идеей плодородия и благополучия, охранительной функцией. Подобные котлы символизировали единение, с их помощью обращались к богам, испрашивая защиты и здоровья.

Обычно самые распространенные археологические материалы саргатской культуры — керамика и многочисленные разнообразные наконечники стрел. Глиняная посуда саргатов встречается в нескольких видах — круглые или вытянутые, конические горшки, плоскодонные и круглодонные. Кроме них и литых бронзовых котлов также находили каменные блюда. Многие предметы саргатской культуры имеют аналоги в степном мире конца I-го тысячелетия до н. э. и первых веков нашей эры.
#10
Дата создания: V в. до н. э. — V в. н. э.
Техника: бронза, литье
Место создания: Россия, Среднее Прииртышье
Размеры: 25×22×22 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 345539
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Плита жертвенная, меч-акинак и котел бронзовый

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%