Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Сергей Прокофьев – композитор, опередивший время»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Почетные знаки лауреата
#8
При жизни композитора его творения удостаивались самых высоких наград — как международных, так и отечественных. Уже в 1943 году композитор получил Сталинскую премию за свою Седьмую фортепианную сонату (премия II степени). Затем, в 1946 году, Прокофьев получил сразу три премии: за Пятую симфонию и Восьмую фортепианную сонату, за музыку к фильму «Иван Грозный» (1-я серия) и за балет «Золушка». Все три премии 1946 года были I степени. Еще одну Сталинскую премию I степени Прокофьев получил в 1947 году — за скрипичную сонату.

Можно отметить, что столь высокие (и частые) государственные награды следовали одна за другой, так как одно время Прокофьев был любимым композитором Иосифа Сталина. Именно Прокофьеву была заказана кантата «Здравица» к 60-летию вождя в 1939 году. Сталинскую премию вручали, как правило, один раз в год — в день рождения вождя 21 декабря. Размер премии менялся (всегда в сторону увеличения, с 1940 по 1953 годы), в среднем составлял: I премия 100 000 рублей, II — 50 000, III — 25 000.

Последнюю прижизненную премию Прокофьев получил уже после 1948 года. В поздний период композитор был признан формалистом, фактически — «врагом народа», создающим антисоветскую музыку. Формалистскими именовались любые художественные произведения, не вписывающиеся в произвольно указанные рамки социалистического реализма или противостоящие его принципам. Сочинения композитора перестали исполнять, с ним боялись дружить, его первую жену репрессировали.

После нескольких лет забвения и тишины музыка великого гения XX века вновь появилась в концертных залах — благодаря неимоверным усилиям преданных друзей, прежде всего, виолончелиста Мстислава Ростроповича.

Последнюю премию композитор получил за хоровые сочинения: сюиту «Зимний костер» и ораторию «На страже мира» (Сталинская премия II степени). После смерти «вождя народов» в 1957 году, когда уже не существовало Сталинской премии, а вместо нее учредили Ленинскую, именно ее вновь присудили композитору, но уже посмертно, за Седьмую, последнюю в творчестве Прокофьева, симфонию.
#4
Название: Почетные знаки лауреата
Дата создания: середина XX века (1947, 1956)
Техника: Почетный знак лауреата Сталинской премии: золото 950-й пробы (медаль); серебро 925-й пробы (колодка, болт, гайка круглая, соединит. кольцо); золото, серебро, муар. Почетный знак лауреата Ленинской премии: золото 950-й пробы (медаль), 583-й пробы (соединит. кольцо); серебро 925-й пробы; серебро, золото, муар
Размеры:  Почетный знак Сталинской премии — 25 см. Почетный знак Ленинской премии — 27 см
#2
Запонки
#14
Сергей Прокофьев был настоящим денди.
#15
Он был белокур, гладко причесан, строен и элегантен.
пианист Генрих Нейгауз
#9
Костюмы Прокофьева были продуманы до мельчайших деталей — вплоть до запонок.

В своем дневнике Прокофьев вспоминает запонки, которые ему очень нравились: «Днем с мамой ездили купить мне запонки к именинам. Очень миленькие, из выродившегося рубина — розового кварца». Прокофьев ценил свои запонки.

В 1941 году композитор поехал на один день в Ленинград: Кировский театр ставил его оперу «Обручение в монастыре». Прокофьев ехал в поезде в одном купе с Шостаковичем. Там композитор потерял одну из своих любимых запонок, из-за чего очень расстроился. Вечером он возвращался из Ленинграда в Москву в том же поезде. Неожиданно проводник вручил ему потерянную запонку: ранее Прокофьев сообщил ему о пропаже, и добросовестный сотрудник нашел ее.

У Прокофьева был экстравагантный стиль в одежде.
#10
Как-то в солнечный день я шел по Арбату и увидел необычного человека. Он нес в себе вызывающую силу и прошел мимо меня, как явление. В ярких желтых ботинках, клетчатый, с красно-оранжевым галстуком. Я не мог не обернуться ему вслед — это был Прокофьев.
Святослав Рихтер
#11
Дирижер Геннадий Рождественский рассказывал: «Все почему-то начали оборачиваться. Я тоже обернулся. Оказывается, глядели на необычного прохожего — высокого, красивого, в черной шляпе с широкими полями, напоминающей сомбреро, и коротком модном пальто «труакаре». Он держал в руках ярко-желтые кожаные перчатки, которыми ритмично помахивал, не обращая на зевак ни малейшего внимания. Я думаю, в тот момент он что-то сочинял».

В студенческие годы Прокофьев любил щегольнуть. Он рассказывал: «Четвертого числа в Консерватории была традиционная вечеринка научных классов. Я надел смокинг, белый жилет, блестящие ботинки, нашел, что я очень эффектен, и пошел на вечеринку». А вот что он надел, отправляясь в 1915 году в Италию: «Я был наглажен в моем швейцарском костюме с короткими брючками, в сером шарфе, зеленом пальто и клетчатой английской фуражке».
#6
Название: Запонки
Дата создания: середина ХХ века
№ Госкаталога: 5962439
Техника: заводское производство
Размеры: 2×0,9×2 см
#3
Наручные часы
#13
Сергей Сергеевич Прокофьев купил наручные часы фирмы Chronographe Suisse в 1940-е годы. В то время швейцарская фирма пользовалась популярностью у туристов, так как часы этого бренда были сравнительно недорогими.

Сергей Сергеевич был поразительно пунктуален и ценил свое время. Его секретарь Г. Горчаков вспоминал: «Сергей Сергеевич был человек поразительный: весь в работе, все у него расписано строго по часам. Бывало, назначит встречу, а человек приходит на пять минут раньше. Сергей Сергеевич выйдет из кабинета, покажет на часы и снова скроется в кабинете. Ну, а если посетитель опаздывал, то встреча отменялась».

О творческой пунктуальности композитора вспоминал и советский режиссер Сергей Эйзенштейн, для фильмов которого Прокофьев писал музыку: «„В двенадцать часов дня вы будете иметь музыку». Мы выходим из маленького просмотрового зала. И хотя сейчас двенадцать часов ночи, я совершенно спокоен. Ровно в одиннадцать часов пятьдесят пять минут в ворота киностудии въедет маленькая темно-синяя машина. Из нее выйдет Сергей Прокофьев. В руках у него будет очередной музыкальный номер к «Александру Невскому»».

«Прокофьев работает как часы. Часы эти не спешат и не запаздывают. Они, как снайпер, бьют в самую сердцевину точного времени. Прокофьевская точность во времени — не деловой педантизм. Точность во времени — это производная от точности в творчестве. В абсолютной точности переложения образа в математически точные средства выразительности, которые Прокофьев держит в стальной узде», — продолжал Эйзенштейн.

«Он умел слушать время», — говорил советский писатель Илья Эренбург. Прокофьев обычно работал по утрам: вставал рано, сочинял музыку, играл на рояле или дирижировал. Он был трудолюбивым человеком и работал даже в праздники — в свой день рождения или Новый год. Композитор был строг к себе и даже хотел ограничить свой сон, чтобы работать еще больше: «Я ношусь с идеей уменьшить часы сна. Сон должен естественно уменьшаться, как только войдет в сознание, что он не нужен для отдохновения», — записал он в дневнике 21 мая 1932 года.
#7
Название: Наручные часы
Дата создания: 1940-е годы
№ Госкаталога: 5961422
Место создания: Швейцария
Техника: заводское производство
Размеры: 3,7×3,7 см
#12
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Почетные знаки, запонки, часы

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%