Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Геленджик: история и современность»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Подчасник
#2
Появление карманных часов специалисты относят к XVII веку, когда был изобретен часовой механизм небольших размеров, который можно было положить в карман одежды. Мужчины обычно носили часы в специальном кармане (пистончике) на цепочке с брелоком, а женщины — на руке как изящный браслет, украшенный драгоценными камнями, или в виде небольшого колье на шее.

На Кавказе карманные часы появились в XIX веке и были предметом роскоши, признаком высокого социального статуса их владельца. Поэтому и хранили их очень бережно, в специальном подчаснике на самом видном месте в доме. Подчасники могли иметь разную форму и размеры.

Представленный в экспозиции подчасник — настенный. Он имеет гитарообразную форму. Этот предмет интерьера изготовила мастерица из аула Пчегатлукай в Адыгее. Для его создания основа из плотного картона была обшита темно-зеленым бархатом. В центре пришит полуовальный карман, который служил местом хранения карманных часов. Подчасник украшен вышивкой золотыми нитями в технике «городское шитье». Так на Кавказе называли вышивку гладью, которая стала популярна в XIX — начале XX века, но считалась менее богатой, чем древнее шитье «в прикреп».

Узор вышивался непосредственно на украшаемой ткани. Предварительно из бумаги или тонкого картона вырезали трафарет, нашивали его на ткань, а затем покрывали поперек золотыми или серебряными нитями, закрепляя их шелком по контуру узора. Иногда контуры обводились тонкой тесьмой. Шитье «гладь» было более выпуклым из-за трафарета из картона или дополнительной прокладки. Вышивка гладью применялась чаще всего на мелких вещах, а в одежде — на женских головных уборах и нагрудниках. В конце XIX — начале XX века на одежде, кисетах и веерах можно было одновременно встретить сочетание первого и второго вида шитья.

За основу украшения подчасника мастерица брала растительный черкесский орнамент. Он представляет собой симметричные стебли, формирующие сердцевидную фигуру, которые заканчиваются двумя или более лепестками. Им часто украшались предметы быта, оружие и одежда. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами.
#3
Наименование: Подчасник
Дата создания: XIX век
Техника: бархат, картон, шитье
Место создания: Россия, Адыгея
Размеры: 57×33 см
#4
Вешалка для полотенца черкесская
#5
В фондах музея хранится настенная вешалка для полотенец, обильно расшитая в технике золотого шитья, — традиционный предмет интерьера адыгейского дома.

Золотошвейное искусство адыгов — одно из древних ремесел на Западном Кавказе. Оно отличается гармоничным сочетанием вышивки с галунами и басонными изделиями из золотых и серебряных нитей. Такое искусство было под силу только богатым. Умение вышивать золотыми и серебряными нитями, ткачество и плетение считались обязательными для адыгских девушек из знатных семей, учиться этому они начинали с самого раннего детства. Иногда для постижения всех тонкостей и секретов золотошвейного искусства девочек отдавали в семьи, где жила искусная мастерица. Они освобождались от домашней работы, так как техника золотого шитья требовала усидчивости и терпеливости. Перед началом работы девушки обрабатывали пальцы рук специальными маслами, чтобы огрубевшая кожа не повредила тончайшую золотую или серебряную нить и не испортила вышивку. Золотом и серебром девушки расшивали одежду, колчаны для стрел, седла, кисеты, мешочки для пуль, сумочки для рукоделия, веера. Девичьи комнаты всегда были украшены богаче. Основным декором комнат были созданные вручную подчасники, вешалки для полотенец, футляры для ножниц и другие вещи городского быта.

Вешалка для полотенца, представленная в экспозиции, была изготовлена в ауле Хатажукай в XIX веке. Она была сшита вручную и украшена традиционным адыгским золотым шитьем. Для ее изготовления картонную основу обтянули светло-коричневым бархатом и богато декорировали.

В основе орнамента вешалки для полотенца были использованы узоры в виде цветов, спиралей, бараньих рогов и побегов с лепестками. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами. Например, древний орнаментальный элемент «бараньи рога» происходит от существовавшего в древности культа барана. Его приносили в жертву, а потом на очаг клали бараньи рога, так как они считались символом изобилия и оберегом. Используя растительный орнамент, мастерицы проявляли любовь и уважение к щедрой природе своего края. Вешалка имеет трапециевидную форму с согнутыми коронообразными верхними краями. Каждый край украшен шариком, оплетенным золотой тесьмой — басонным изделием.
#6
Наименование: Вешалка для полотенца черкесская
Дата создания: XIX век
Техника: бархат, нить металлизированная, картон, шитье, вышивка
Место создания: Россия, Адыгея
Размеры: 30×12×8 см
#7
Веер черкесский «жьыф»
#8
Традиционные адыгские веера по своему внешнему виду значительно отличаются от складных европейских вееров и скорее напоминают флажок прямоугольной формы, который по-адыгски называется «жьыф». В быту адыгов веер появился на рубеже XVIII–XIX веков, но он никогда не играл роль исключительно дамского аксессуара. Изначально веер использовали для раздувания очага. С древнейших времен в адыгских верованиях важное место занимал культ огня. Огонь воспринимали как живую сущность, почитали его как божество. Самым страшным проклятием считали фразу «Да потухнет огонь в твоем очаге», так как очаг был напрямую связан с благополучием обитателей дома. А веер, которым в нем раздували пламя, считали священным атрибутом.

Изначально веера изготавливались из соломы или сушеной болотной травы и обшивались бархатом. Позже их делали на жесткой картонной основе размером 25 на 30 сантиметров. Украшением вееру служила вышивка, выполненная серебряными или золотыми нитями, и бахрома, нашитая по краям. Все поле веера заполнял изысканный орнаментальный мотив.

Представленный в экспозиции бархатный веер украшен самым старинным и самым ценным видом золотого шитья — в прикреп. Работая в этой технике, мастерица обводила по трафарету контур узора на ткани, а вышивала его уже без каких-либо вспомогательных приспособлений. Такое шитье требовало ювелирной точности, высокой концентрации и долгого времени. Например, над кружком диаметром всего в несколько сантиметров девушка могла работать на протяжении нескольких недель. В сочетании с вышивкой веер украшен плетеной золотой тесьмой, которая имеет вид сложной цепочки. Такой золотой или серебряный шнур сначала использовали как отдельный элемент — женское шейное украшение, шнур для часов или револьвера. Его использовали и для изготовления шарика — пуговицы для верхушки женской адыгской шапочки.

Готовый веер крепили при помощи петель-ушек к резной деревянной ручке, вокруг которой он вращался. В жару таким веером могли обмахиваться только старшие члены семьи. Иногда веер использовали, чтобы ухаживать за больными, или размещали на перекладине детской люльки, и, когда кроватку качали, веер создавал приятную прохладу. По краю веера нашита бахрома из нитей, украшенных прозрачным бисером и черными бусинами.
#9
Наименование: Веер черкесский «жьыф»
Дата создания: XIX век
Техника: бархат, картон, шитье, вышивка
Место создания: Россия, Адыгея
Размеры: 30×21,5 см
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Подчасник, Вешалка для полотенца, Веер «жьыф»

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%