Лошади были первым видом домашнего скота в северном шорском хозяйстве. Использовали их главным образом для верховой езды или в качестве гужевого транспорта. Первыми оценили возможности лошадей зажиточные люди, занимавшиеся торговлей и заинтересованные в транспортировке товаров. В южную Шорию эти животные попали позднее.
Советский этнограф Леонид Павлович Потапов отмечал, что в основном лошадь привлекали к работе осенью, когда требовалось отвезти охотничий запас в таежные балаганы или доставить мешки с орехами с кедрового промысла. Элементы шорской упряжи не отличались ни особенной красотой, ни надежностью.
Однако заводчики серьезно относились к подковам. По сведениям Татьяны Викторовны Майоровой, к началу XX века в одном только Кузнецке насчитывалось «13 частных кузниц, где [в числе прочего] выковывали подковы и подковочные гвозди». В переводе на шорский язык подкова звучит как «такка»; подкованный — «таккалыг»; подковывать — «таккала».
Как защитное приспособление для копыт лошади подкова представляет собой плоский брусок мягкой стали, обработанный и изогнутый в соответствии с формой «подошвы» копыта.
Копыта диких коней обретают достаточную прочность при постоянной высокой активности животных и возможности выбирать дорогу и обходить препятствия вроде острых камней. У домашних лошадей физическая активность оказывается снижена из-за ограниченных выгулов, а ходить им приходится по самым разным поверхностям, зачастую с грузом.
Все эти условия приводят к быстрому истиранию копытного рога, трещинам, проникновению внутрь копыта грязи и болезнетворных микроорганизмов. В результате лошадь начинает испытывать боль при ходьбе и хромать, пока не отказывается от движения вообще. Предотвратить подобные травмы и помочь скакуну легко перемещаться даже по твердым дорогам позволяют подковы.
Для прикрепления подков к копытам служат подковные гвозди — ухнали. Такой гвоздь состоит из шейки, головки, штифта (или клинка) и острия со скосом: это необходимо, чтобы забитый в копыто ухналь вышел наружу на намеченной высоте. Поверхность гвоздя делают гладкой, без шероховатостей и неровностей.
На подкове различают наружную и внутреннюю (бухтовку) части, верхнюю (прилегающую к копыту) и нижнюю (обращенную к земле) поверхности, наружный и внутренний края.
В экспозиции музея представлена зимняя толстая транспортная металлическая подкова со сменными вкручивающимися шипами для задней ноги лошади.