Головной болью любого военного интенданта в военное и мирное время всегда было одеть и обуть солдата. Солдатская обувь должна была быть удобной, легкой и непромокаемой, иначе многокилометровые марши бойцу не преодолеть, а с противником босиком не справишься.
Подковка на каблук самодельная
«Дойдём до Берлина!» — плакат советского художника Леонида Фёдоровича Голованова (1944)
Чтобы пошить хорошую обувь, нужно иметь много натуральной кожи и фурнитуры для ее производства. В условиях, когда необходимо было обуть большую армию, военное ведомство стало искать новые материалы для изготовления качественной обуви.
Первые опыты по изготовлению заменителей кожи начали проводиться в Петербурге еще в 1903 году. Изобретатель Михаил Поморцев разработал наиболее подходящий для изготовления обуви материал — кирзу. Он представлял собой водонепроницаемый брезент пропитанный смесью парафина, канифоли и яичного желтка. Новый материал пропускал воздух и вообще обладал свойствами, присущими натуральной коже. Пожалуй, единственным недостатком этого материала была его неустойчивость к русским морозам — кирза просто трескалась при низких температурах.
К вопросу доработки кирзового материала вернулись в начале Великой Отечественной войны. Химиком Иваном Васильевичем Плотниковым, который возглавил Вятский комбинат искусственных кож, в кратчайшие сроки усовершенствовал технологию изготовления обувного кожзаменителя. Уже к ноябрю 1941 года было налажено массовое производство кирзы.
В итоге получилась легкая, прочная и водонепроницаемая ткань, и именно в этой простой и неприхотливой обуви советские солдаты дошли до Берлина.
Тем не менее, на передовой по-прежнему стояла остро задача ремонта и сохранения подмёток солдатских сапог. Материалом для подошвы служили в основном резина и кожа, которые быстро приходили в негодность в переходах по горам, лесам и болотам.
Фронтовые мастера-сапожники научились в походных условиях переставлять подметки с трофейных немецких сапог на отечественную обувь. Проводилась эта процедура, обычно в моменты затишья или привала. На каблук и носок сапога для прочности прибивались самодельные металлические подковки. Такая модернизация обуви, во-первых, существенно продлевала срок её ношения, а во-вторых, делала её более удобной и приспособленной к длительным переходам.
Ремонт сапогов
Подковки вырезались мастерами тут же на месте из прочного и легкого металла. Лучше всего подходил для этих целей алюминий, которого в условиях военных действий было много везде — это и обломки самолетов и фронтовая посуда. Интересно, что в центре нашей сапожной подковки, видимо для солдатского форсу, выбита пятиконечная звезда. Найдена подковка на солдатских позициях в Почепском районе Брянской области.
Подковка на каблук самодельная
