В городах Волжской Булгарии были развиты разные ремесла. Изделия булгарских мастеров ценились далеко за пределами этого средневекового государства. На территории древних городов археологи обнаружили металлургические и гончарные горны, кузнечные мастерские, многочисленные ремесленные инструменты, заготовки и разные категории изделий — от простых котлов до искусных ювелирных украшений.
В ювелирном деле мастера освоили производство с применением золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. В экспозиции музея можно увидеть разнообразные каменные формы для литья, матрицы из металла для тиснения, штамповки и чеканки. Для работы с мелкими деталями ремесленники использовали качественные бронзовые пинцеты. Булгары владели и сложными техниками зерни и скани. Зернь подразумевала напайку мельчайших шариков на заранее заготовленный орнамент, а скань — напаивание орнамента из тонких витых нитей. Чаще всего использовали нити из золота. Их вытягивали из слитка вручную с помощью специального приспособления, которое состояло из стальной пластины с мелкими отверстиями. Из одного грамма золота булгары могли вытянуть километровую нить.
Излюбленными украшениями женщин были витые и пластинчатые браслеты, серьги в виде лунниц, перстни и височные подвески. Их делали в основном из серебра, реже — из золота.
В Волжской Булгарии жили представители финно-угорской группы народов. Среди них были популярны шумящие украшения. В доисламские времена считалось, что звон металла отгоняет злых духов и защищает человека. Поэтому шумящий тип драгоценностей был распространен не только внутри региона, но также далеко за его пределами, там, где практиковали шаманизм или тотемизм, веру в тотемы — покровителей рода.
Шумящую подвеску крепили на женские косы или на пояс. Также археологи нашли и бронзовые предметы такого типа, которыми украшали обувь.
Подвеска состояла из треугольной рамки с петлей, их соединяла вертикальная перемычка. На нижней грани треугольника имелись три кольца, на которых крепили звенья в форме восьмерки с грушевидными привесками-бубенцами. Они и издавали характерный шум.
В ювелирном деле мастера освоили производство с применением золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. В экспозиции музея можно увидеть разнообразные каменные формы для литья, матрицы из металла для тиснения, штамповки и чеканки. Для работы с мелкими деталями ремесленники использовали качественные бронзовые пинцеты. Булгары владели и сложными техниками зерни и скани. Зернь подразумевала напайку мельчайших шариков на заранее заготовленный орнамент, а скань — напаивание орнамента из тонких витых нитей. Чаще всего использовали нити из золота. Их вытягивали из слитка вручную с помощью специального приспособления, которое состояло из стальной пластины с мелкими отверстиями. Из одного грамма золота булгары могли вытянуть километровую нить.
Излюбленными украшениями женщин были витые и пластинчатые браслеты, серьги в виде лунниц, перстни и височные подвески. Их делали в основном из серебра, реже — из золота.
В Волжской Булгарии жили представители финно-угорской группы народов. Среди них были популярны шумящие украшения. В доисламские времена считалось, что звон металла отгоняет злых духов и защищает человека. Поэтому шумящий тип драгоценностей был распространен не только внутри региона, но также далеко за его пределами, там, где практиковали шаманизм или тотемизм, веру в тотемы — покровителей рода.
Шумящую подвеску крепили на женские косы или на пояс. Также археологи нашли и бронзовые предметы такого типа, которыми украшали обувь.
Подвеска состояла из треугольной рамки с петлей, их соединяла вертикальная перемычка. На нижней грани треугольника имелись три кольца, на которых крепили звенья в форме восьмерки с грушевидными привесками-бубенцами. Они и издавали характерный шум.