Известно, что понятиеполистилистикаввел в лексикон музыкального искусства А. Г. Шнитке, программно обосновавший соответствующую эстетику и технологию в своём докладе на Международном музыкальном конгрессе 1971 года. Именно этому композитору довелось стать наиболее значительным представителем данного направления в искусстве второй половины XX века.
Музыка Шнитке — феномен особого рода. Мы чувствуем в его сочинениях многое из того, что составляет духовную атмосферу времени; в них сплавлены и отражены разные проблемы, воспринятые художником отовсюду. Для Шнитке не существует «своего» и «чужого», старого и нового — так же не существовало этих понятий для Джойса, Эйнштейна, Элиота, Стравинского, расширивших наши представления о единстве мира и универсальном характере человеческой культуры.
В 1968 году появляется Вторая скрипичная соната — произведение, в котором композитор впервые вполне осознанно выстроил художественную концепцию, базирующуюся на противостоянии стилей.
Реальная художественная практика неизбежно требует от автора, обращающегося к различным жанрам, способности переключения едва ли не в любое стилевое измерение. Особенно это необходимо для музыканта, работающегов области кино.И примечательно, что Шнитке, ставший автором музыки к шести десяткам фильмов , как раз от кинематографа и получил исходный импульс для формирования подспудно вызревавшей в его творчестве полистилистической тенденции.
В истории киноискусства сделанное Альфредом Шнитке стало важным, ценнейшим этапом. Он вводил музыку в драматургию фильма очень корректно, безусловно признавая, что экранное изображение и слово имеют в кино приоритетное значение. Однако в нужный момент композитор использовал самые выразительные средства воздействия, умножая визуально-литературный эффект сцены или высвечивая подтекст происходящего на экране.