Представленная полка в неорусском стиле — хорошо сохранившийся образец декоративно-прикладного искусства начала XX века. Судя по клейму на обороте основания «Кус. З. З. С. № 7» и двухголовому орлу над ним, полка была изготовлена на Кусинском казенном заводе. Этот предмет был передан в дар музею жителем Тюмени С.П. Николаевым.
Согласно каталогу завода «Прейскурант на чугунные кабинетные вещи Кусинского казенного завода на 1911 г.», полка — это лот № 351 под наименованием «Полка ажурныя большiя полукруглыя (Русскiй стиль)». Вес полки — 3,5 фунта, цена — 65 копеек за окрашенную полку и 85 копеек за никелированную. Размеры полки по современным стандартам невелики.
История художественного литья на Кусинском заводе началась в1815 году. Сначала лили печные принадлежности и посуду, потом архитектурно-парковое литье, а к концу XIX века — «кабинетное» литье. Полка из собрания музея была, как и другие «кабинетные» вещи конца XIX — начала XX века, создана благодаря опытному златоустовскому литейному мастеру Никифору Михайловичу Мурзину. Мастер служил на Кусинском чугунолитейном заводе с 1860 по 1916 год. За полвека преданной работы Никифор Михайлович сумел передать новым поколениям кусинских рабочих и мастеров секреты производства тонкостенной опойчатой посуды и печного литья, поставить дело на поток. Благодаря хорошему литейному чугуну завод изготавливал прекрасную азиатскую и русскую посуду, «кабинетные» вещи. С 1882 года производство сконцентрировалось на изготовлении русской посуды.
Никифор Мурзин помог управляющему Чеславу Валериановичу Панцержинскому преобразовать старую литейную мастерскую в специализированный цех художественного литья. Для повышения качества кабинетных отливок Ч.В. Панцержинский пригласил из Каслей опытных формовщиков Фёдора и Василия Кузнецовых, которые обязались «…приучить поставленных к нам рабочих Кусинского завода как к чистоте отделки вещей, так равно и указать им прием формовки, чтобы возможно больше приготовить вещей при наименьшем браке». Образцы для литья брали у лучших скульпторов Москвы, Санкт-Петербурга и даже Европы. Изготовляли в основном в стиле модерн и неорусском стиле.
Несмотря на большие успехи и высокий художественный уровень, Кусинский завод всегда находился в тени Каслинского завода ввиду того, что был государственным и основная продукция была военного назначения. Вследствие этого с началом Первой мировой войны искусство чугунного литья пришло в упадок: завод был одним из опорных предприятий обороной промышленности.
Согласно каталогу завода «Прейскурант на чугунные кабинетные вещи Кусинского казенного завода на 1911 г.», полка — это лот № 351 под наименованием «Полка ажурныя большiя полукруглыя (Русскiй стиль)». Вес полки — 3,5 фунта, цена — 65 копеек за окрашенную полку и 85 копеек за никелированную. Размеры полки по современным стандартам невелики.
История художественного литья на Кусинском заводе началась в1815 году. Сначала лили печные принадлежности и посуду, потом архитектурно-парковое литье, а к концу XIX века — «кабинетное» литье. Полка из собрания музея была, как и другие «кабинетные» вещи конца XIX — начала XX века, создана благодаря опытному златоустовскому литейному мастеру Никифору Михайловичу Мурзину. Мастер служил на Кусинском чугунолитейном заводе с 1860 по 1916 год. За полвека преданной работы Никифор Михайлович сумел передать новым поколениям кусинских рабочих и мастеров секреты производства тонкостенной опойчатой посуды и печного литья, поставить дело на поток. Благодаря хорошему литейному чугуну завод изготавливал прекрасную азиатскую и русскую посуду, «кабинетные» вещи. С 1882 года производство сконцентрировалось на изготовлении русской посуды.
Никифор Мурзин помог управляющему Чеславу Валериановичу Панцержинскому преобразовать старую литейную мастерскую в специализированный цех художественного литья. Для повышения качества кабинетных отливок Ч.В. Панцержинский пригласил из Каслей опытных формовщиков Фёдора и Василия Кузнецовых, которые обязались «…приучить поставленных к нам рабочих Кусинского завода как к чистоте отделки вещей, так равно и указать им прием формовки, чтобы возможно больше приготовить вещей при наименьшем браке». Образцы для литья брали у лучших скульпторов Москвы, Санкт-Петербурга и даже Европы. Изготовляли в основном в стиле модерн и неорусском стиле.
Несмотря на большие успехи и высокий художественный уровень, Кусинский завод всегда находился в тени Каслинского завода ввиду того, что был государственным и основная продукция была военного назначения. Вследствие этого с началом Первой мировой войны искусство чугунного литья пришло в упадок: завод был одним из опорных предприятий обороной промышленности.