Очень яркой чертой культуры половецких племен (кыпчаки и куманы), проживающих на территории Поволжья в XI–XIII веках, стали так называемые «каменные бабы». Такие изваяния изображали как мужчин, так и женщин. Некоторые изваяния являются удивительными образцами каменной скульптуры и передают не только фигуру человека, но и детали одежды и украшений, причесок и черты лица. Существует мнение, что эти изваяния являлись отражение культа предков, неких героизированных предшественников. Изваяние могло изображать воина в шлеме (как на нашей статуе) или знатную женщину, держащую у живота сосуд. Преобладают статуи со слабой детализацией фигур — это грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде башлыка вершиной.
Изваяния ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нём предков. В центре святилища, ставили одну и больше изваяний с лицами, обращёнными на восток. Святилища были местом осуществления поминального культа предков, не связанного непосредственно с погребениями. Собственно, этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец».
Известно, что перед изваяниями кочевниками приносились жертвы, устраивались поминальные пиры, совершались культовые обряды. Великий поэт средневековья Низами, жена которого была половчанкой, оставил нам интересное поэтическое описание этого обряда «…И приходят кыпчаков сюда племена, и пред идолом гнется кыпчаков спина… знает каждый пастух, прогоняющий стадо, что оставить овцу перед идолом надо».
Каменное изваяние найдено у станицы Кременская Клетского района Волгоградской области экспедицией Валентина Павловича Шилова в 1960 году. В кургане находилось несколько изваяний. Представленное изваяние является наиболее сохранившимся.