Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кузнецкая крепость»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Поршень, подковка
#10

Поршень

#4
#6
В Кузнецке было развито производство различной обуви. Во время археологических раскопок исследователи нашли инструменты сапожника: точило, шилья, иголки, наперсток.
Поршни — самая дешевая и простая повседневная обувь. Каблука и голенища у них не было, а делали их из дубленой или сыромятной кожи.

По конструкции различают три вида поршней: простые, ажурные и составные. Для изготовления первых двух видов поршней брали прямоугольный кусок кожи толщиной 2–2,5 сантиметра. Длина и ширина отреза кожи соответствовали размеру ноги с припуском на высоту берцев носочной и пяточной части обуви. Ажурные поршни отличались изяществом и более сложным декоративным оформлением головки. Ажурной ее делали, нанося ряды параллельных прорезей. В центр каждой прорези продевали ремешок и переплетали его, стягивая края головки. Такие поршни напоминали сандалии, но были изготовлены из более тонкого и мягкого материала.

Составные поршни делали из двух частей плотной толстой кожи. Уголки заготовки срезали, а вместо них вшивали дополнительную деталь — треугольный кусок кожи. Пяточную часть тоже сшивали вручную. Такой тип поршней напоминал мокасины. В записях Владимира Даля сохранилось описание метода их изготовления: «Поршни вообще не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры (с шерстью), на вздержке, очкуре, ременной оборе; обычно поршни из конины, лучшие из свиной шкуры, есть и тюленьи и прочие…» В обиходе поршни сохранялись до начала XX века. 

«Егда же приспеаше зима и мрази лютый, стояше въ поръшьныхъ въ протоптанных». Этимология этого слова точно не определена. Лингвист и литературовед Игорь Вахрос считал, что оно происходит от прилагательного «прабосъ» и глагола «прабосити», употребляемых в значении «износить обувь до ветхости»  —  в письменных источниках слово «поршень» впервые встречается в Никоновской летописи за 1074 год.

Простота изготовления и удобство носки делали эту обувь широко распространенной у многих народов. Так, в Польше они носят название «chodaki», у латышей — «kurpe», в Дагестане — «дирихи». Судя по размерам, поршни носили дети, женщины и мужчины, хотя в Москве чаще встречаются поршни небольшого размера — до 24 сантиметров. Это позволяет предположить, что поршни относятся к подростковой обуви. Самый крупный из найденных поршней был на стопу длиной 34 сантиметра.
#7
Полное наименование: Кожаный поршень
Дата создания: XVII век
Техника: раскрой и шитье кожаного лоскута, ручная работа
Место создания: Россия
Коллекция: XVII–XVIII вв. Кузнецкий острог — г. Кузнецк. Раскопки разных лет
Правообладатель изображений: Кузнецкая крепость
#11

Подковка

#5
#8
В XVII–XVIII веке существовало три типа обувных подковок. Первый тип, самый ранний, был распространен до середины XVII века — это врезные обувные подковки. В первой половине XVII века появились комбинированные подковки. Третий тип — набивные подковки, в том числе и переходящие на подошву. Он существовал со второй половины XVII по XVIII век.

Среди археологических находок в различных сибирских городах преобладают поздние набивные подковки в форме полумесяца. Они подходили к широкому и узкому каблукам, и были универсальны в применении. Набивные подковки не имели шипов, а потому их легче было изготовить.

В Кузнецке было развито сапожное производство. Самой распространенной обувью были сапоги, которые красили минеральными красками. Мужчины и женщины носили сапоги красного цвета — самые популярные в то время. Такие сапоги часто встречались в русских народных сказках и рисунках к ним.

В материалах таможенных книг сохранились записи о партиях красных кож разного качества, продававшихся в разных сибирских городах. Каблуки и подошвы делали из нескольких слоев кожи, склеенных между собой. Каблуки были разной формы и высоты: низкие широкие или узкие высокие. Носки ранних сапог были острыми и загнутыми кверху, позднее стали более широкими и прямыми.

Сапоги служилых людей XVII века имели длинные голенища, высокие каблуки и острые загнутые концы. Их шили из кожи и окрашивали в разные цвета. У рядовых казаков сапоги были из грубой кожи. Сапоги десятников и сотников не отличались фасоном, но делались из юфти — более тонкой и дорогой кожи.

По свидетельству исторических источников XVII века, подковки называли «скобами сапожными» или «скобами под сапоги», «скобами сапожными с гвоздем». Их крепили на каблук и подошву с помощью небольших обувных гвоздиков. Для изготовления подковок использовали кричное железо и низкоуглеродистую сырцовую сталь. Такого качества металла для подковок было вполне достаточно, чтобы они служили довольно долго.

Обувная подковка защищала мягкую кожаную подошву сапога от быстрого износа. В Кузнецке это одна из наиболее частых находок при археологических раскопках. Представленная на выставке подковка по типологии относится к ранней разновидности. Врезная и в форме полумесяца, она имеет значительную толщину, чтобы надежно защищать от изнашивания каблук. На подковке располагаются три шипа для крепления к обуви — один посередине и два по краям. Такой тип подковок мог крепиться только на каблук сапога.
#9
Полное наименование: Подковка обувная
Дата создания: XVII век
Техника: ковка
Место создания: Россия
Размеры: общая ширина — 6,2 см, толщина пластины — 1,3 см, ширина пластины — 1,8 см
Коллекция: XVII–XVIII вв. Кузнецкий острог — г. Кузнецк. Раскопки разных лет
Правообладатель изображений: Кузнецкая крепость
Реставраторы: Щеглаков А.П.
№ Госкаталога: 7790886
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Поршень, подковка

2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%