Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кабинет Сергея Эйзенштейна»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Батиста Дебюро, Шарж на Бальзака

Коллекция
0
Открыть в приложении
#1
Портрет Батиста Дебюро, Шарж на Бальзака
#2

Портрет Батиста Дебюро в образе Пьеро

#3
#5
На этом портрете работы Огюста Буке изображен мим Жан-Батист-Гаспар Дебюро (1796–1846) — один из корифеев парижского бульварного театра «Фюнамбюль», создатель знаменитого образа Пьеро. Дебюро возродил древнюю пантомиму и заново научил театр «красноречивому молчанию». Его искусству и славе способствовало то, что в начале XIX века спектакли на бульваре Тампль поневоле стали «немыми»: Наполеон I, опасаясь «подрывного» влияния народных зрелищ и их конкуренции с придворным театром, в 1806 году приказал представлять на сценах лишь пантомимы, балеты и цирковые номера. Но пластическая выразительность актеров пантомимы оказалась сильнее устаревшего «высокого стиля» декламаций в театре «Комеди Франсэз», и небольшие бульварные театры перетянули к себе парижскую публику. Даже когда запрет Наполеона был отменен, и на бульварах воцарились «говорящие» жанры (мелодрама, детектив, народная комедия), свою популярность сохраняли пантомимы — комические и лирические.

Современники называли Дебюро «величайшим актером своего века». Он обладал редкой способностью сочетать в игре смешное и трагическое, фарс и лирику, превратил балаганное театрально-цирковое представление в «философию на сцене», доступную самым простым зрителям из народа. Продолжателями искусства Дебюро в XX веке стали великие комики немого кино — Макс Линдер, Чарли Чаплин, Бастер Китон и другие. Позже его традиции возродили во Франции Жан-Луи Барро и Марсель Марсо на сцене, Жак Тати и Пьер Этекс в кино.

Эйзенштейн знал и любил творчество Дебюро по описаниям современников актера и по исследованиям театроведов. В его самых ранних театральных эскизах, созданных под влиянием итальянской комедии масок, появляется образ печального Пьеро, которому Дебюро придал психологическую глубину. С первых лет работы в искусстве Сергея Эйзенштейна волновали проблемы выразительного движения, позволявшего актеру без слов передать глубинные движения и противоречия души человека. Поэтому он много раз обращался к опыту Дебюро — и в своей режиссерской практике, и в теоретических трудах, и в лекциях во ВГИКе. Портреты великого мима и его друга-антипода Фредерика-Леметра появились у Эйзенштейна задолго до того, как французский режиссер Марсель Карне снял о них фильм «Дети райка» (1945).
#4
Полное наименование: Портрет Батиста Дебюро в образе Пьеро
Автор: Огюст Буке
Дата создания: около 1830 года
Техника: бумага, литография
Место создания: Франция
Размеры: 27,5×19 см
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 17962623
#6

Шарж на Оноре де Бальзака

#7
#9
Этот карикатурный портрет французского писателя Оноре де Бальзака (1799–1850) висел в библиотеке квартиры на Потылихе, на нижней части торца стеллажа, справа от двери в спальню. Автор шаржа Бенжамен Рубо (1811–1847) известен как карикатурист, который с 1830 года вместе с Оноре Домье и Гранвилем работал в сатирических парижских газетах «Ла Карикатюр» и «Шаривари». Рубо также создал «Шариварский Пантеон» из ста шаржей на самых влиятельных личностей своего времени.

Художник часто подписывал свои карикатуры просто Бенжамен, как на этом листе из газеты «Шаривари» (Lе Charivari) от 12 октября 1838 года. На литографии Рубо Бальзак стоит, скрестив руки. На нем балахон и домашние тапки, на постели лежат листы бумаги с названиями его произведений. Можно прочесть одно из них «La vieille fille» (роман «Старая дева», написан в 1836 году). Такой его образ не случаен: Бальзак описывал не экзотические страны, не романтические приключения, не демонических героев, а повседневную жизнь современной Франции и ее обитателей. Под шаржем — стихотворная подпись: «Balzac, nourri de gloire, est cependant bien gras. Par malheur ses succès ne lui ressemblent pas», которая с французского переводится как: «Бальзак, питающийся славой, притом весьма тучен. Его успехи, к несчастью, на него не похожи».

Однако слава Оноре де Бальзака пережила его время. В грандиозном цикле романов, повестей и рассказов «Человеческая комедия» он создал коллективный образ современного общества, состоящий из множества психологически и социально точных портретов людей. Творения Бальзака признаны классикой, без них невозможно представить себе развитие французской и мировой литературы.

Эйзенштейн считал, что режиссеры, сценаристы, актеры могут учиться у Бальзака выразительности и образности в создании характеров персонажей. В теоретических трудах режиссера много ссылок на творческий опыт писателя, примеры из его произведений Эйзенштейн приводил на занятиях со студентами во ВГИКе. Учебный этюд «Арест Вотрена» по эпизоду из романа Бальзака «Отец Горио» на курсе Эйзенштейна стал классикой постижения искусства мизансцены. А роман «Кузина Бетта» сам кинорежиссер мечтал инсценировать в московском Театре Революции, героиню должна была играть его ученица по Пролеткульту Юдифь Глизер, но замысел не удалось осуществить.
#8
Полное наименование: Шарж на Оноре де Бальзака
Автор: Бенжамен Рубо
Дата создания: 1838 год
Техника: бумага, литография
Место создания: Франция
Размеры: 34,5×22 см
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 17962610
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Батиста Дебюро, Шарж на Бальзака

Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%