#1
Портрет С.М. Эйзенштейна, Круглый стол
#9
#8
#7
Этот живописный портрет Сергея Эйзенштейна написала Алиса Эрнестина Прен (1901–1953), известная в истории искусства под именем Кики де Монпарнас. Она была не просто моделью многих художников, которые в начале 1920-х съехались со всех концов света в Париж. Кики стала музой Монпарнаса — артистического центра тогдашней «столицы искусств». Про себя она говорила: «Я нашла свою родную среду! Художники удочерили меня. Конец печали!». Эрнест Хемингуэй в предисловии к ее мемуарам, которые Кики написала в 28-летнем возрасте, утверждал, что «она, безусловно, царила в той эпохе Монпарнаса куда заметней, чем королева Виктория в эпохе викторианской».
Кики сама была многосторонне одарена: она прекрасно пела и танцевала, была хозяйкой кабаре, снималась в фильмах французского Авангарда — «Антракт» Рене Клера, «Механический балет» Фернана Леже, «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье. Более сотни ее фотографий сделал американский авангардист Ман Рей. Кроме того, она научилась живописи у писавших ее художников. Эйзенштейн позировал Кики в конце 1929 года в Париже, где он был со своим оператором Эдуардом Тиссэ и ассистентом Григорием Александровым на долгом пути в Голливуд. Их познакомили художник Фернан Леже, поэт Робер Деснос и этнограф Жорж-Анри Ривьер. Парижские друзья пригласили Эйзенштейна в знаменитый кабачок на Монмартре — «Бык на крыше». Позже режиссер вспоминал: «В подвальной его части я встретил несравненную Кики — модель всех крупных художников-монпарнасцев. Кики, танцующая в испанских шалях танец живота на крышке рояля, на котором играет Жорж-Анри Ривьер из Musee du Trocadero. Кики, подарившая мне книжку своих мемуаров с надписью: «Car moi aussi j'aime les gros bateaux et les matelots» («Так как я тоже люблю большие корабли и моряков»). Наконец, Кики, сама ставшая писать красками, рисующая мой портрет. К концу второго сеанса неожиданно входит Гриша [Александров]. Она скашивает свои громадные миндалевидные глаза неизменно благосклонной кобылицы из-под длинных ресниц в сторону Александрова и… в мой портрет оказываются вписанными губы будущего постановщика «Веселых ребят“».
Когда в 1940 году гитлеровские войска оккупировали Париж, Кики сразу уехала в глухую деревню, чтобы не соприкасаться с нацистами. Она вернулась в город только после освобождения Франции. Портрет Эйзенштейна — единственное произведение кисти Кики в России.
Кики сама была многосторонне одарена: она прекрасно пела и танцевала, была хозяйкой кабаре, снималась в фильмах французского Авангарда — «Антракт» Рене Клера, «Механический балет» Фернана Леже, «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье. Более сотни ее фотографий сделал американский авангардист Ман Рей. Кроме того, она научилась живописи у писавших ее художников. Эйзенштейн позировал Кики в конце 1929 года в Париже, где он был со своим оператором Эдуардом Тиссэ и ассистентом Григорием Александровым на долгом пути в Голливуд. Их познакомили художник Фернан Леже, поэт Робер Деснос и этнограф Жорж-Анри Ривьер. Парижские друзья пригласили Эйзенштейна в знаменитый кабачок на Монмартре — «Бык на крыше». Позже режиссер вспоминал: «В подвальной его части я встретил несравненную Кики — модель всех крупных художников-монпарнасцев. Кики, танцующая в испанских шалях танец живота на крышке рояля, на котором играет Жорж-Анри Ривьер из Musee du Trocadero. Кики, подарившая мне книжку своих мемуаров с надписью: «Car moi aussi j'aime les gros bateaux et les matelots» («Так как я тоже люблю большие корабли и моряков»). Наконец, Кики, сама ставшая писать красками, рисующая мой портрет. К концу второго сеанса неожиданно входит Гриша [Александров]. Она скашивает свои громадные миндалевидные глаза неизменно благосклонной кобылицы из-под длинных ресниц в сторону Александрова и… в мой портрет оказываются вписанными губы будущего постановщика «Веселых ребят“».
Когда в 1940 году гитлеровские войска оккупировали Париж, Кики сразу уехала в глухую деревню, чтобы не соприкасаться с нацистами. Она вернулась в город только после освобождения Франции. Портрет Эйзенштейна — единственное произведение кисти Кики в России.
#6
Полное наименование: Портрет С.М. Эйзенштейна
Автор: Алиса Эрнестина Прен (Кики с Монпарнаса)
Дата создания: 1929 год
Техника: холст, масло
Место создания: Франция, Париж
Размеры: 55×39 см
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
Автор: Алиса Эрнестина Прен (Кики с Монпарнаса)
Дата создания: 1929 год
Техника: холст, масло
Место создания: Франция, Париж
Размеры: 55×39 см
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 17962648
#5
Круглый стол в комнате-библиотеке
#4
#3
Этот обеденный круглый стол — поначалу с раздвижной столешницей — принадлежал матери режиссера, Юлии Эйзенштейн (урожденной Конецкой). По семейному преданию, она привезла его из Петербурга в Ригу в качестве свадебного приданого, в котором также были стулья с резными спинками в неоготическом стиле и многие другие предметы обстановки. После расставания с супругом Юлия Эйзенштейн уехала в родной Санкт-Петербург и поселилась в доме на Таврической улице, а после официального развода забрала приданое. В 1935 году Юлия Ивановна переехала в Москву, в бывшую комнату сына в коммунальной квартире по адресу Чистопрудный бульвар, дом 23, квартира 2. Несколько предметов мебели она отдала для новой квартиры сына на Потылихе, в том числе и этот стол (уже без раздвижных досок), он стоял в комнате-библиотеке.
Сергей Эйзенштейн поставил на стол лампу в авангардном стиле баухауз с основанием в виде стальной сферы. Лампу он приобрел, возможно, в Европе или США во время заграничной командировки в 1929–1932 годах. Сохранился его автошарж с отражением в шаре лампы. Предположительно в 1945–1946 Эйзенштейн накрыл стол зеленой скатертью из остатков дореволюционной парчи, которую выделили на костюмы к фильму «Иван Грозный».
В музее хранятся и несколько резных стульев. Сергей Эйзенштейн пишет о годах раннего детства в той же главе мемуаров: «Грозный папенька держал меня в большой строгости. В гостиную меня, например, просто не пускали, а так как столовая с гостиной соединялись аркой, то арка заставлялась от меня шеренгой стульев, по которым я ползал, заглядывая из столовой в обетованную землю гостиной». После переезда Юлии Эйзенштейн в Москву стулья стояли на даче в Кратово.
В музее хранятся и несколько резных стульев. Сергей Эйзенштейн пишет о годах раннего детства в той же главе мемуаров: «Грозный папенька держал меня в большой строгости. В гостиную меня, например, просто не пускали, а так как столовая с гостиной соединялись аркой, то арка заставлялась от меня шеренгой стульев, по которым я ползал, заглядывая из столовой в обетованную землю гостиной». После переезда Юлии Эйзенштейн в Москву стулья стояли на даче в Кратово.
Праздничный сервиз из приданого — вероятно, именно его использовали во время вечерних приемов — Юлия Эйзенштейн тоже привезла в Москву. Он был изготовлен на заказ Товариществом М. С. Кузнецова в конце 19-го века. Форма и декор — в стиле рококо: одном из источников стиля модерн. Сервиз частично сохранился.
#2
Полное наименование: Стол обеденный круглый. Мемориальный предмет Сергея Эйзенштейна
Дата создания: конец XIX века
Техника: дерево (дуб), резьба
Место создания: Санкт-Петербург
Размеры: Диаметр — 127 см; высота — 75 см
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
Дата создания: конец XIX века
Техника: дерево (дуб), резьба
Место создания: Санкт-Петербург
Размеры: Диаметр — 127 см; высота — 75 см
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
0

Открыть в приложении
Поделиться