Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кабинет Сергея Эйзенштейна»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет С.М. Эйзенштейна, Круглый стол

Коллекция
0
Открыть в приложении
#1
Портрет С.М. Эйзенштейна, Круглый стол
#9

Портрет С.М. Эйзенштейна

#8
#7
Этот живописный портрет Сергея Эйзенштейна написала Алиса Эрнестина Прен (1901–1953), известная в истории искусства под именем Кики де Монпарнас. Она была не просто моделью многих художников, которые в начале 1920-х съехались со всех концов света в Париж. Кики стала музой Монпарнаса — артистического центра тогдашней «столицы искусств». Про себя она говорила: «Я нашла свою родную среду! Художники удочерили меня. Конец печали!». Эрнест Хемингуэй в предисловии к ее мемуарам, которые Кики написала в 28-летнем возрасте, утверждал, что «она, безусловно, царила в той эпохе Монпарнаса куда заметней, чем королева Виктория в эпохе викторианской».

Кики сама была многосторонне одарена: она прекрасно пела и танцевала, была хозяйкой кабаре, снималась в фильмах французского Авангарда — «Антракт» Рене Клера, «Механический балет» Фернана Леже, «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье. Более сотни ее фотографий сделал американский авангардист Ман Рей. Кроме того, она научилась живописи у писавших ее художников. Эйзенштейн позировал Кики в конце 1929 года в Париже, где он был со своим оператором Эдуардом Тиссэ и ассистентом Григорием Александровым на долгом пути в Голливуд. Их познакомили художник Фернан Леже, поэт Робер Деснос и этнограф Жорж-Анри Ривьер. Парижские друзья пригласили Эйзенштейна в знаменитый кабачок на Монмартре — «Бык на крыше». Позже режиссер вспоминал: «В подвальной его части я встретил несравненную Кики — модель всех крупных художников-монпарнасцев. Кики, танцующая в испанских шалях танец живота на крышке рояля, на котором играет Жорж-Анри Ривьер из Musee du Trocadero. Кики, подарившая мне книжку своих мемуаров с надписью: «Car moi aussi j'aime les gros bateaux et les matelots» («Так как я тоже люблю большие корабли и моряков»). Наконец, Кики, сама ставшая писать красками, рисующая мой портрет. К концу второго сеанса неожиданно входит Гриша [Александров]. Она скашивает свои громадные миндалевидные глаза неизменно благосклонной кобылицы из-под длинных ресниц в сторону Александрова и… в мой портрет оказываются вписанными губы будущего постановщика «Веселых ребят“».

Когда в 1940 году гитлеровские войска оккупировали Париж, Кики сразу уехала в глухую деревню, чтобы не соприкасаться с нацистами. Она вернулась в город только после освобождения Франции. Портрет Эйзенштейна — единственное произведение кисти Кики в России.
#6
Полное наименование: Портрет С.М. Эйзенштейна
Автор: Алиса Эрнестина Прен (Кики с Монпарнаса)
Дата создания: 1929 год
Техника: холст, масло
Место создания: Франция, Париж
Размеры: 55×39 см
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 17962648
#5

Круглый стол в комнате-библиотеке

#4
#3
Этот обеденный круглый стол — поначалу с раздвижной столешницей — принадлежал матери режиссера, Юлии Эйзенштейн (урожденной Конецкой). По семейному преданию, она привезла его из Петербурга в Ригу в качестве свадебного приданого, в котором также были стулья с резными спинками в неоготическом стиле и многие другие предметы обстановки. После расставания с супругом Юлия Эйзенштейн уехала в родной Санкт-Петербург и поселилась в доме на Таврической улице, а после официального развода забрала приданое. В 1935 году Юлия Ивановна переехала в Москву, в бывшую комнату сына в коммунальной квартире по адресу Чистопрудный бульвар, дом 23, квартира 2. Несколько предметов мебели она отдала для новой квартиры сына на Потылихе, в том числе и этот стол (уже без раздвижных досок), он стоял в комнате-библиотеке.

Сергей Эйзенштейн поставил на стол лампу в авангардном стиле баухауз с основанием в виде стальной сферы. Лампу он приобрел, возможно, в Европе или США во время заграничной командировки в 1929–1932 годах. Сохранился его автошарж с отражением в шаре лампы. Предположительно в 1945–1946 Эйзенштейн накрыл стол зеленой скатертью из остатков дореволюционной парчи, которую выделили на костюмы к фильму «Иван Грозный».

В музее хранятся и несколько резных стульев. Сергей Эйзенштейн пишет о годах раннего детства в той же главе мемуаров: «Грозный папенька держал меня в большой строгости. В гостиную меня, например, просто не пускали, а так как столовая с гостиной соединялись аркой, то арка заставлялась от меня шеренгой стульев, по которым я ползал, заглядывая из столовой в обетованную землю гостиной». После переезда Юлии Эйзенштейн в Москву стулья стояли на даче в Кратово.

Праздничный сервиз из приданого — вероятно, именно его использовали во время вечерних приемов — Юлия Эйзенштейн тоже привезла в Москву. Он был изготовлен на заказ Товариществом М. С. Кузнецова в конце 19-го века. Форма и декор — в стиле рококо: одном из источников стиля модерн. Сервиз частично сохранился.
#2
Полное наименование: Стол обеденный круглый. Мемориальный предмет Сергея Эйзенштейна
Дата создания: конец XIX века
Техника: дерево (дуб), резьба
Место создания: Санкт-Петербург
Размеры: Диаметр — 127 см; высота — 75 см
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет С.М. Эйзенштейна, Круглый стол

Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%