Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Томский областной художественный музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет З.С. Хаминовой

Время создания
1908 год
Размер
33x26,2 см
Техника
холст, масло
4
Открыть в приложении
#1
Василий Суриков
Портрет З.С. Хаминовой
#4
Зинаида Хаминова родилась в богатой купеческой семье в Иркутске. Когда умер отец семейства, ее мать Анна Хаминова перевезла детей в Москву. Семья поселилась в центре города. По воспоминаниям Евгении Дорогостайской, внучатой племянницы Анны Хаминовой, это была «женщина сильная, умная, предприимчивая и довольно культурная». В начале XX века «завсегдатаем гостиной Хаминовой» был сибиряк Василий Суриков.

Художник познакомился с семьей Хаминовых в 1908 году в Крыму на отдыхе, тогда же и написал портрет Зинаиды Хаминовой. В то время она была студенткой педагогических курсов Московского общества воспитательниц и учительниц. Однако мать желала для своих детей только творческой карьеры. Дорогостайская писала:
#5
Девочки учились в балетной студии «босоножек» Ирмы и Айседоры Дункан, и одна из них стала балериной, а другая дочь и сын — актерами.
#6
Василий Суриков предпочитал писать портреты девушек с определенными чертами лица. Зинаида Хаминова обладала нужным типажом: изогнутые брови и губы, широкие скулы, немного раскосые большие глаза и нос «башмачком», как говорил художник Борис Иогансон. Историк и искусствовед Галина Васильева-Шляпина писала:
#7
Внешность Зинаиды напомнила ему [Василию Сурикову] о собственных сибирских корнях, побудила желание открыть заветную тайну сибирского очарования.
#8
Этюд остался незавершенным: Суриков лишь наметил детали одежды, а низ портрета оставил нейтральным, белым — он уравновешивал многоцветную верхнюю часть. Теплые тона кожи и волос не потерялись на фоне зеленовато-коричневого пейзажа: художник оформил их холодными оттенками цветочного венка в волосах и сине-голубой воды.

На своем полотне Суриков обозначил две линии горизонта — высокую и на уровне глаз. Высокая линия горизонта нетипична для портретов XIX–XX веков. Обычно в те времена художники располагали ее примерно посредине: так зритель оказывался на одном уровне с тем, кто изображен на картине. Низкий горизонт выделял фигуру, придавал ей мощь, монументальность, величие. Этот прием часто использовали художники, которые создавали парадные портреты высшего дворянства и полководцев. Высокий горизонт, наоборот, делал фигуры менее заметными, как бы вписывал их в обстановку. В полотне Сурикова восприятие менялось — в зависимости от того расстояния, на котором располагался зритель.

По словам современников, Суриков был очень самокритичен. Он сразу уничтожал работы, которые считал неудачными. Но набросок из собрания Томского музея сохранился: это говорит о том, что сам художник оценил его высоко.

В тот же год Василий Суриков создал еще три портрета Зинаиды Хаминовой. Они хранятся в музеях Полтавы и Чебоксар. Третий портрет живописец подарил девушке.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет З.С. Хаминовой

Время создания
1908 год
Размер
33x26,2 см
Техника
холст, масло
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Суриков В.И. Коллекция работ

Человек с больной рукой
Человек с больной рукой
Государственный Русский музей
Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Портрет дяди художника Марка Васильевича
Портрет дяди художника Марка Васильевича
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Боярыня Морозова
Боярыня Морозова
Культура.РФ
Этюдник В.И. Сурикова
Этюдник В.И. Сурикова
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Крымские пейзажи
Крымские пейзажи
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Портрет П.Н. Замятнина
Портрет П.Н. Замятнина
Красноярский краевой краеведческий музей
Портрет О.М. Величкиной
Портрет О.М. Величкиной
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Княгиня Ольга встречает тело Игоря
Княгиня Ольга встречает тело Игоря
Государственный Русский музей
Голова монахини
Голова монахини
Калужский музей изобразительных искусств
Плашкоут на Енисее
Плашкоут на Енисее
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Крест предвыносной патриарха Никона
Крест предвыносной патриарха Никона
Музей Москвы
Голова царевны
Голова царевны
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви
Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Степан Разин
Степан Разин
Государственный Русский музей
Портрет Е.И. Суриковой (Виноградовой)
Портрет Е.И. Суриковой (Виноградовой)
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Минусинский альбом
Минусинский альбом
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Большой морской маскарад в 1722 году
Большой морской маскарад в 1722 году
Государственный Русский музей
Портрет профессора М.П. Черинова
Портрет профессора М.П. Черинова
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Портрет генералиссимуса А.В. Суворова
Портрет генералиссимуса А.В. Суворова
Государственный Русский музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%