Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кабинет Сергея Эйзенштейна»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портреты в библиотеке

Коллекция
0
Открыть в приложении
#1
Портреты в библиотеке
#22

Скульптурный портрет Сократа. Открытка

#21
#20
Почтовую открытку с изображением бюста древнегреческого философа Сократа (470/469 год до нашей эры — 399 год до нашей эры) Сергей Эйзенштейн приобрел в Германии или, возможно, в букинистическом магазине в Москве. Сам античный бюст хранится в Мюнхене, в Глиптотеке (собрании произведений древнегреческой и древнеримской скульптуры). Эйзенштейн заправил открытку в старую рамку и повесил на стойку книжного стеллажа, прямо под фотографией Фредерика-Леметра и профильным портретом Эдгара Дега.

Сергей Эйзенштейн говорил, что Сократ был лучшим в истории человечества педагогом, так как не изрекал «конечные истины» и не предлагал рецепты решения проблем, но ставил перед собеседниками вопросы, учил их думать и самим искать ответы. Так же Эйзенштейн при постановке учебных этюдов вместе со студентами в «замедленном творческом процессе» обсуждал решение каждой проблемы. Он называл группу студентов «двадцатиголовым режиссером» и стремился к тому, чтобы студенты научились понимать метод искусства, а не заучивали «приемы». Главной задачей педагога он считал воспитание творческой индивидуальности и шутил, что не желает «плодить эйзенщенят».

Из его мастерской в Пролеткульте вышли режиссеры-комедиографы Григорий Александров и Иван Пырьев, актеры Максим Штраух и Юдифь Глизер, из мастерской Госкинотехникума — создатели «Чапаева» названые братья Васильевы, режиссеры Марк Донской и Владимир Легошин, сценарист Катерина Виноградская, в мастерских ВГИКа у него учились Валентин Кадочников, Михаил Швейцер, Владимир Венгеров, Станислав Ростоцкий, Эльдар Рязанов и многие другие.

Сергей Эйзенштейн не только вел занятия в своей мастерской, от которых осталось много стенограмм, но и составил первую в мире программу преподавания кинорежиссуры, написал учебник «Режиссура. Искусство мизансцены», разработал методику «практикума» для воспитания творческих навыков у студентов, к которым относился с искренним уважением. Студенты любили своего мастера и однажды нарисовали на него дружеский шарж, в котором выше облаков поднимался «сократический» лоб Эйзенштейна. И в самом деле, очертания высокого лба Эйзенштейна напоминают лоб древнегреческого философа.
#19
Полное наименование: Скульптурный портрет Сократа. Открытка
Дата создания: первая треть ХХ века
Техника: бумага, полиграфическая печать
Место создания: Мюнхен
Размеры: 14×8 см (изображение); 16,8×10,8×1 см (рамка)
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
#18

Портрет Эдгара Дега

#17
#16
Этот портрет в профиль французского живописца Эдгара Дега создал в 1885 году его друг Мишель Манзи (1849–1915), художник и мастер типографского искусства, пионер фотомеханической печати.

Французский постимпрессионист Эдгар Дега был одним из самых любимых художников Сергея Эйзенштейна. Режиссер ставил его в один ряд с титанами эпохи Возрождения — Эль Греко, Тицианом, Тинторетто и мастерами Нового Времени — Домье, Ван Гогом, Валентином Серовым. Эйзенштейн постоянно обращался в своих теоретических трудах и на лекциях во ВГИКе к творчеству Дега, чтобы показать, насколько виртуозно художник владел композицией и как сочетал в жестах персонажей разные фазы движения, как уравновешены в картинах «импрессионистически схваченная мгновенность непосредственного впечатления» и гармония общего строя. Сергей Эйзенштейн полагал, что картины Дега могут научить его студентов строить композиции кадров, «размыкать» рамку изображения, включать в восприятие зрителей и то, что не показано в картине.

Эйзенштейн собрал богатую коллекцию альбомов Дега и монографий о нем на русском, французском, английском и немецком языках, внимательно читал письма художника и воспоминания о нем, чтобы понять, наряду с его творческими устремлениями, характер, обстоятельства жизни и дружеские связи Эдгара Дега. Комплексный подход к личности и произведениям художника позволил Сергею Эйзенштейну показать, что у шедевров Дега, новаторских по стилю, были предшественники, развивавшие схожие принципы, и что открытия художника основаны на очень глубоких психологических предпосылках. Взгляд Эйзенштейна стал совершенно новым подходом к анализу композиции произведения и самого творческого процесса. А анализ графического цикла Дега «Купальщицы» предвосхитил некоторые идеи и методы в истории и теории искусства конца ХХ-начала XXI веков.

В квартире Эйзенштейна портрет Дега висел в библиотеке прямо под фотопортретом французского актера XIX века Фредерика-Леметра. Режиссер считал, что кино реализует с помощью новой технологии древнейшее устремление искусства — сохранить движущиеся формы жизни в единстве пространства и времени. И очень многие выразительные средства киноискусства продолжают и развивают то, что накоплено мировой культурой за многие века.
#15
Полное наименование: Портрет Эдгара Дега
Автор: Мишель Манзи
Техника: бумага, полиграфическая печать
Размеры: 11×15,5 см (изображение); 17,3×13 см (окантовка)
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
#14

Портрет Туссена-Лувертюра

#13
#12
На литографии изображен Франсуа-Доминик Туссен-Лувертюр (1743–1803) — руководитель восстания рабов 1791 года на острове Гаити в Карибском море, остров в то время был колонией Франции. После Великой Французской революции 1789 года мулаты стали требовать уравнивания в правах белого и цветного населения Гаити, но французы не собирались освобождать колонии. Тогда в августе 1791 года началась Гаитянская революция.

В 1803 году Наполеон заманил Туссена-Лувертюра в Париж. Просвещенного и гуманного чернокожего руководителя бросили в тюрьму и убили. Гаитяне в гневе расправились со всеми белыми на острове, а к власти пришел бывший соратник Туссена-Лувертюра, генерал Анри-Кристоф (1767–1820). Революция закончилась тем, что в 1804-м остров провозгласил свою независимость от Франции, а в 1811 году Анри-Кристоф объявил себя королем Гаити и оказался худшим тираном, чем французы. Про него американский писатель Джон Вандеркук написал роман «Черное величество», по которому Эйзенштейн хотел поставить фильм о «трагедии перерождения революционного вождя в деспота». В главной роли он мечтал снять афроамериканского актера и певца Поля Робсона. Но тогда в Голливуде нельзя было и заикнуться про картину о «черной революции».

В 1932 году Эйзенштейн на родине получил сценарий историка и писателя Анатолия Виноградова о первом периоде гаитянской революции — «Черный консул», героем которого был Туссен-Лувертюр. Сергей Эйзенштейн загорелся новым проектом. На главную роль он планировал пригласить режиссера и актера, руководителя Государственного еврейского театра Соломона Михоэлса (1890–1948), а Полю Робсону предназначил роль генерала Дессалина. Но руководство советского кино не приняло это предложение. Догадка Эйзенштейна, что в Михоэлсе таится великий трагедийный актер, оказалась верной: три года спустя тот гениально сыграл короля Лира.

В 1933 году в издательстве «Советская литература» вышел роман Виноградова «Черный консул», который историк посвятил Эйзенштейну. Книга хранится в Музее кино. Дарственная надпись на форзаце: «Автору от автора. Промедление наших главков вторично на Вас и „первично“ на мне гибельно отразиться готово. А. В.». В маленькую рамку за стеклом Эйзенштейн поместил фотокопию литографии портрета Туссена-Лувертюра, который нарисовал Никола-Эсташ Морен (1799–1850) и отпечатал Франсуа-Серафим Дельпек (1778–1825).
#11
Полное наименование: Туссен-Лувертюр. Репродукция литографии Ф.С. Дельпека (1778–1825) по картине Н.Э. Морена (1799–1850)
Автор: Франсуа-Серафим Дельпек, Никола-Эсташ Морен
Дата создания: репродукция 1920-х–1930-х годов
Техника: фотобумага, фотопечать
Место создания: Москва
Размеры: 14,5×10,5 см (лист); 19×13,5 см (окантовка)
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
#10

Фотопортрет Фредерика-Леметра

#9
#8
На фотографии запечатлен Антуан Луи Проспер Леметр (1800–1876), выступавший под именем Фредерик-Леметр, — парижский актер и драматург. Он демократизировал французский театр, внес в искусство декламации сочные народные краски и высмеял старорежимный выспренний стиль придворного Французского театра.

Леметр был одним из самых известных актеров бульварных театров Парижа. Комедия, как и другие жанры бульварных представлений — мелодрама, детектив, в которых прославился Фредерик-Леметр, позже перешли в кинематограф. Эйзенштейн в своем классическом исследовании «Пафос» посвятил личности и манере игры Фредерика-Леметра главу «Лев в старости», где писал: «Что может быть великолепнее для своего времени, чем пафос этого короля мелодрамы, этого пламенного льва и безраздельного властелина парижских подмостков…». Секрет этого пафоса режиссер увидел в умении совместить в роли противоположные черты характера и с помощью темперамента воздействовать на зрителя.

В июле 1823 года Фредерик-Леметр впервые сыграл беглого каторжника Робера Макэра в мелодраме «Постоялый двор Андре» по спектаклю Бенжамена Антье, Сент-Амана и Полианта. К изумлению авторов, он превратил мелодраму в сатирическую комедию. Его Робер Макэр — обаятельный и наглый, отважный и циничный, остроумный и хищный — бросал вызов полиции: он превращался в председателя акционерного общества и бесстыдно грабил акционеров. Созданный Леметром образ был настолько типичен для эпохи становления французского капитализма, что послужил основой огромной серии сатирических гравюр французского художника-графика Оноре Домье, а термин «макэризм» стал нарицательным. После 85 представлений спектакль был запрещен цензурой. В 1840, играя заглавную роль в пьесе Бальзака «Вотрен», Леметр загримировался под авантюриста Эжен-Франсуа Видока (прототипа своего персонажа). В гриме улавливалось и сходство с королем Луи-Филиппом, поэтому пьесу сразу после премьеры запретил лично министр внутренних дел.

Актера снял в 1860-е годы Этьен Каржа (1828–1906), поэт и фотограф, ставший впоследствии выразителем воззрений Парижской Коммуны. Этот портрет Фредерика-Леметра высоко оценил крупнейший мастер фотографии XIX века Надар, заявивший, что фото сделано «филигранно, как у Гольбейна, и широко, как у Ван Дейка». Подлинный экземпляр фотомеханического отпечатка портрета висел на стеллаже библиотеки Эйзенштейна.

Имена Фредерика-Леметра и его современника Батиста Дебюро, реформатора пантомимы, были прославлены в кинофильме Марселя Карне «Дети райка» (1945).
#7
Полное наименование: Фотопортрет Фредерика-Леметра
Автор: Этьенн Каржа
Дата создания: около 1870 года
Техника: бумага, вудберитипия
Место создания: Франция
Размеры: 23,3×20 см (в просвете); 28,3×25×1,2 см (рама)
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
#6

Иван Грозный. Парсуна

#5
#4
Эта фотокопия одного из самых ранних портретов царя Ивана IV (1530–1584) висела под портретом Туссена-Лувертюра на книжном стеллаже режиссера. Эйзенштейн раздобыл ее, готовясь снимать фильм «Иван Грозный». Парсуна царя осталась в квартире как память о незаконченном и «репрессированном» фильме: вторая серия «Ивана Грозного» была запрещена, материал третьей, частично снятой, был уничтожен в 1951 году.

Эйзенштейн хоть и скрупулезно изучил исторические источники, но был далек от дотошного подражания им. Он стремился прежде всего создать выразительный образ Самодержца: показать, как ничем не ограниченная власть неминуемо разрушает государя и государство. По выражению известного киноведа Леонида Козлова, этот фильм Эйзенштейна — «не столько история, сколько теория самодержавной власти». В этом смысле фильм вышел за рамки XVI века и за границы России.

Готовясь к фильму, Эйзенштейн нарисовал сотни эскизов к разным ситуациям сценария, в которых менялся облик Грозного. Запуганный боярами подросток становился романтичным юношей, который возложил на себя шапку Мономаха «ради Русского царства великого» и окончательно освободил Москву от татаро-монгольского ига. Его фатально меняют подозрительность, жестокость, безнаказанность. Некоторые историки упрекали режиссера в отступлении от известных науке фактов, но Эйзенштейн был убежден, что искусство — не иллюстрация учебника истории, а путь эмоционально пережить и через ёмкие образы понять смысл исторических процессов и личностей. Именно такого принципа придерживался Александр Пушкин: в трагедии «Борис Годунов» он образно воплотил неизбежные душевные муки правителя, на совести которого пролитая кровь, хотя, возможно, реальный царь Борис не был виновен в гибели царевича Дмитрия. Он создал также убедительный образ Сальери как грешного завистника, хотя реальный композитор не отравлял Моцарта. Сергей Эйзенштейн в своем фильме о царе Иване сознательно следовал пушкинской традиции.
#3
Полное наименование: Иван Грозный. Парсуна из собрания Национального музея Дании. Фоторепродукция
Автор: неизвестен
Дата создания: начало 1940-х годов
Техника: бумага, фотопечать
Размеры: 14,1×8,7 см (фоторепродукция); 16,2×12 см (окантовка)
Коллекция: Библиотека
Правообладатель: Музей кино
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портреты в библиотеке

Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%