Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История и культура еврейского народа в России»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#2
Ритуальное блюдо на Седер
#3
Седер — это первый вечер праздника Песах, еврейской Пасхи. Название происходит от ивритского слова «пасах», что означает «прошел мимо, миновал». Песах посвящен главному событию в истории еврейского народа — Исходу из Египта. Евреи жили там 430 лет, но, когда по количеству они превысили египтян, фараон приказал изнурять евреев тяжелыми работами, а их новорожденных сыновей убивать. Господь наслал на Египет десять казней, которые обошли стороной евреев. Пророк Моисей увел свой народ в пустыню, где они скитались 40 лет и получили заповеди Господа, которые легли в основу Торы.

Праздник Песах длится семь дней и воспроизводит события Исхода. Иудеи собираются семьями и общинами, погружаются в священную историю, которую называют «время мифа». В торжественный ужин Седер читают Агаду, книгу об Исходе, занимаются толкованием отрывков из Библии, Талмуда и поэтических произведений. Дети в это время тоже должны присутствовать, чтобы узнавать и чтить свою историю. Взрослые иудеи выпивают по четыре бокала лучшего красного вина — в память о четырех этапах освобождения евреев. Вино разливают в нарядные бокалы с символическими сюжетами и текстами.

«Седер» в переводе с иврита — это порядок. Каждое блюдо на ужине имеет свое сакральное значение. Во время Седера используют ритуальную посуду: в центр стола ставят блюдо-кеару с шестью раздельными формами и подписями. Крутое яйцо, куриное крылышко или мясо с костью напоминают о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена Храма.

Марор — сельдерей, хрен, цикорий или другая терпкая зелень — символизируют горькую траву, которую израильтянам было велено во всех поколениях есть с мясом пасхального агнца. Харосет, в буквальном переводе глина, это сладкая смесь из тертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и муки. Он означает глиняное сырье, из которого евреи делали кирпичи в египетском рабстве.

Каждое блюдо на Седере употребляется в свою очередь. Последним съедают афикоман — дословно это «то, что приходит потом», десерт. В память о лишениях, которые испытали предки, на десерт иудеи едят половинку пресной лепешки мацы.
#4
Наименование: Ритуальное блюдо на Седер
Дата создания: XX век
Место создания: Германия
Техника: фарфор, глазурь, формовка, подглазурная роспись
Размеры: 32,5×32,5 см
#5
Бокал для кидуш
#6
«Суббота» — это «шаббат» на иврите, что означает «успокоиться, прекратить деятельность». На идише это «шабес» — седьмой день еврейской недели, когда Тора предписывает воздерживаться от любой физической деятельности, поскольку Бог шесть дней творил, а на седьмой отдыхал.

В Талмуде разъяснено подробнее, какие именно виды работы запрещены, — всего их 39. Все они связаны с материальным миром: приготовление пищи, строительство дома, пошив одежды. Вместо этого в субботу нужно посвятить себя духовным делам: молитве и изучению Торы.

Среди десяти заповедей, которые евреи получили от Бога на горе Синай после Исхода из Египта, есть такие слова: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».

Главный способ освятить шаббат — произнести кидуш, благословение на бокал вина, виноградного сока или хлеб. До кидуш нельзя принимать пищу и пить воду, а халу во время молитвы следует прикрыть тканью. Для кидуш берут специальный бокал, который отличается от повседневной посуды объемом, материалом, декором и надписью. Часто бокалы для кидуш делают из серебра в виде парадных кубков. Для благословения бокал наполняют до краев так, что вино переливается, — это символизирует достаток в доме, процветание его хозяев и заслуженный отдых.

Шаббат встречают и провожают не только молитвой, но и огнем. Огонь в богато украшенных подсвечниках зажигают женщины, обычно подсвечников берут столько же, сколько в доме живет людей. Эта церемония называется «авдала», что значит разделение будней и праздника.

До начала XX века в некоторых еврейских общинах верили, что пламя свечей отгоняет различных демонов, в особенности Лилит, охотницу за детьми, а также другую нечистую силу, которая становилась особенно опасной в канун и на исходе Субботы.
#7
Наименование: Бокал для кидуш
Дата создания: вторая половина XIX века
Место создания: Австро-Венгрия
Техника: литье, штамповка, гравировка, золочение
Размеры: 23,4×10 см
Размеры доп. информация: диаметр основания — 9 см, диаметр крышки — 10 см
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%