Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Большая гостиная музея семьи Аксаковых»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Посуда, Самовар, Стол, Диван, Газетница,Салфетка

0
Открыть в приложении
#1
Посуда, Самовар, Стол, Диван, Газетница, Салфетка
#2

Стол овальный

#3
#4
Этот овальный черный стол является одним из предметов представленного в «Большой гостиной» мебельного гарнитура гениального австро-немецкого краснодеревщика Михаэля Тонета, который ввел моду на мебель, изготовленную из округлых деревянных элементов. Стол имеет четыре изогнутых книзу резных ножки и стоит в окружении тонетовских стульев, кресел и изящного дивана. Он накрыт нарядной бордовой бархатной скатертью, на ней стоит знаменитый кузнецовский фарфор, а во главе стола разместился серебристый самовар.

Замечательная мебель Тонета, очень популярная в русском дворянстве на рубеже XIX и XX веков, создает в «Большой гостиной» доверительную и уютную атмосферу, в которой очень легко представить встречи Аксаковых с гостями или их семейные вечера. Учитывая небольшие размеры стола, его можно было быстро переместить в любое пространство комнаты. Вполне вероятно, что за ним также занимались рукоделием, просматривали свежие номера литературных журналов или просто разговаривали.

Небольшие размеры этого стола позволяют отнести его к виду журнальных (также кофейных или диванных) столиков. Так называются удлиненные низкие столики, которые обычно располагают перед диваном, кушеткой или группой кресел в гостиной или в холле для украшения интерьера и временного размещения книг, журналов, подсвечников и других небольших предметов. Журнальные столики обычно используются для формирования зоны отдыха, но за ними можно также принимать посетителей. По мнению историков, столики начали изготавливать в Европе в XVIII веке.

Иногда журнальные столики используют для организации небольшой столовой зоны: на них можно разместить посуду и столовые приборы, хотя небольшие высота и площадь ограничивают его функциональность как предмета столовой мебели. На таких столиках обычно сервируют кофе, чай и легкие закуски. Позже, когда выросла популярность периодических изданий, на них начали располагать прессу — так и появилось название «журнальный столик».

Распространение журнальных столиков впоследствии оказало влияние на книжный дизайн и книжный рынок: специально для людей, ожидающих кого-либо или чего-либо за кофейным столиком, были придуманы так называемые книги для кофейных столиков: обильно иллюстрированные книги альбомного формата в твердой обложке, как правило развлекательно или светского содержания.
#5
Автор: Михаэль Тонет
Дата создания: начало ХХ века
Техника: Деревообработка, тепловая обработка древесины, фабричное производство предметов интерьера
Размеры: 98×77 см
Коллекция: Мебель
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых
№ Госкаталога: 16752951
#6

Чашка чайная

#7
#8
Наряду расписанными под гжель игрушками, самоварами, изделиями из хохломы русская фарфоровая посуда является одной из тех вещей, которые до сих формируют обобщенное и даже стереотипное представление о дореволюционной России. Во многом такую репутацию отечественному фарфору создало Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, которое часто справедливо называют русской фарфоровой империей.

В «Большой гостиной» на журнальном столе Михаэля Тонета представлен целый сервиз, изготовленный на одном из заводов Товарищества Кузнецова в начале ХХ века. Как и во всем столовом наборе, в оформлении внешней поверхности чайной чашки преобладают нежно-зеленые тона, по центру ее основного объема нанесен рисунок, характерный для романтической пасторальной живописи XIX века, а внутреннее пространство оставлено нетронутым и сразу же выделяется белым керамическим цветом. В комплекте с чашкой прилагалось и блюдце. Интересно, что до 1820 годов его часто использовали, чтобы охладить некоторое количество горячего напитка из чашки, но потом такое действие стало считаться не изящным и постепенно попало под запрет в светском этикете. Впоследствии в блюдцах появилось специальное углубление для чашки, оно и закрепило за ним роль подставки.

В истории отечественного декоративно-прикладного искусства фарфор и фаянс Товарищества Кузнецова хоть и сыграли очень важную роль, но заслуженную высокую оценку и статус антиквариата получили сравнительно недавно. Этому существует несколько объяснений. С одной стороны, кузнецовские изделия неохотно изучали советские искусствоведы: излишне лестная их оценка могла привести к карьерным проблемам, так как она могла быть расценена как восхищение капиталистической культурой. С другой, само Товарищество прежде всего ориентировалось на массового потребителя, что зачастую приводило к снижению и качества самого фарфора, и качества его оформления.

Тем не менее, кузнецовский фарфор на рубеже XIX и ХХ веков был большим международным брендом. В 1889 и 1890 годах на международных выставках Товарищество получило золотые медали, а в 1903 году в Реймсе и в 1905 году в Льеже оно было удостоено Гран-при.
#9
Автор: Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова
Дата создания: начало XX века
Техника: фарфор, роспись, фабричное производство
Размеры: 6,5×6 см
Коллекция: Предметы быта
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых
#10

Сахарница

#11
#12
В первой половине XIX века писатель Сергей Тимофеевич Аксаков прославился не только важными достижениями в литературной и общественной деятельности, но и тем, что собирал в своем семейном гнезде самые светлые умы эпохи. Совмещая блестящую образованность с самой теплой отзывчивостью, он устраивал такие представительные интеллектуальные собрания, что их сравнивали с видными кружками и салонами XIX столетия. Дети и внуки Сергея Тимофеевича сумели сохранить традиции исключительного гостеприимства рода Аксаковых.

Прием гостей невозможно представить без чаепития и специального парадного сервиза, внешний вид которого мог стать и предметом светского разговора. В «Большой гостиной» представлен сервиз, изготовленный в начале ХХ века на одном из предприятий Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. Незаменимым атрибутом любого сервиза и чаепития является сахарница. У этой сахарницы, выполненной в нежной бело-зелено-золотой гамме, с одной стороны изображена цветочная композиция, а с другой — пасторальный женский портрет. Также у нее имеются крышка и фигурные ручки.

Этот сервиз мог бы выглядеть совершенно иначе или вообще быть иностранным, если бы не фигура Терентия Кузнецова. Хотя основателем будущей фарфоровой империи является все-таки его отец Яков Кузнецов, именно Кузнецов-младший организовал Дулёвский фарфоровый завод во Владимирской губернии (сейчас он находится на территории Московской области). Впоследствии продукция этого завода стала знаменитой на всю Российскую империю и так и называлась: дулёвский фарфор. Более того, он пережил советскую власть, войну, распад СССР и продолжает работать и сегодня.

Позже Дулёвский фарфоровый завод стал одним из главных предприятий Товарищества М.С. Кузнецова. К концу XIX века кузнецовский фарфор стал таким же общеупотребительным и понятным брендом, как например вологодское масло. В начале ХХ века Товарищество было удостоено одного из самых почетных званий российских торговых марок: оно было названо Поставщиком Двора Его Императорского Величества. В то время такое звание носили не более 30-40 компаний, среди них были и европейские производители.
#13
Автор: Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова
Дата создания: начало ХX века
Техника: фарфор, роспись, фабричное производство
Размеры: 12×13 см
Коллекция: Предметы быта
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых
№ Госкаталога: 13446005
#14

Самовар

#15
#16
В «Большой гостиной» представлены разнообразные экспонаты, связанные со светским дворянским чаепитием: утонченный сервиз, изготовленный прославленным Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, изящный овальный стол, выпущенный на одной из фабрик великого мастера-мебельщика Михаэля Тонета, его же знаменитые на весь мир венские стулья и кресла. Во главе чайной коллекции конечно же находится самовар.

Согласно расхожей легенде, самовар привез в Российскую империю Петр I, однако это не так: на самом деле они распространились на русских землях уже после его смерти. Не менее популярно и ошибочное мнение о том, что родиной русского самовара является Тула: в действительности впервые их начали производить в 1740 годах в Западном Приуралье на территории современной Свердловской области. Место производства серебристого самовара, представленного в «Большой гостиной», неизвестно. При этом его вполне современное устройство подсказывает, что он был выпущен в начале ХХ века. Этот самовар состоит из емкости для воды, круга, расположенного в верхней части сосуда и поддона и крана. Также у него имеются традиционные для самоваров значительно отставленные от корпуса ручки: их так располагали, чтобы случайно не прикоснуться к сильно нагретому сосуду.

Одним из главных русских бытовых символов самовар стал постепенно: его популярность росла на протяжении XVIII–XIX веков. За два неполных века самовар сумел полюбиться людям самых разных культурных слоев и сословий. Разумеется, это вызывало и его техническую самовара: менялись качество исполнения, материалы, фасоны. Первоначально для изготовления самоваров использовали медь, позднее на ее место пришла латунь.

Еще в XVIII веке самовары были весьма дорогими, поэтому многие их них на рубеже XVIII и XIX веков были выполнены на высоком художественном уровне. Самовары второй половины XIX — начала ХХ веков стали предметом массовой культуры того времени. Большая их часть собиралась уже промышленным способом из штампованных и литых деталей. Более массовые, тиражные самовары сочетали более низкую стоимость с более простым внешним видом, при этом было бы неправильно утверждать, что они полностью растеряли эстетические свойства.
#17
Дата создания: начало ХX века
Техника: металл, лудильное производство
Размеры: 28×24 см
Коллекция: Предметы быта
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога: 16515522
#18

Газетница

#19
#20
В автобиографических произведениях Сергея Тимофеевича Аксакова почти с документальной точностью зафиксирован быт уфимских дворян и семейный уклад заволжских помещиков в конце XVIII — первой половине XIX веков. Этому способствовал тот факт, что семейное гнездо Аксаковых являлось местом встречи нескольких поколений лучших умов Российской империи. На фоне петербургских и московских кружков и салонов встречи в доме Аксаковых выделялись более широким спектром обсуждаемых тем, а также и большей теплотой: Сергей Тимофеевич всегда совмещал блестящую эрудицию с вежливостью, доброжелательностью и отзывчивостью.

В XIX веке периодические издания были одними из главных источников как новостей, так и в целом новых знаний об окружающем мире, поэтому в интеллигентной читающей семье Аксаковых газетницы наверняка были одним из самых часто используемых предметов интерьера. Газетница — это удобный аксессуар для временного хранения газет, журналов, буклетов и других печатных изданий. На экспозиции в «Большой гостиной» представлена тканевая газетница начала ХХ века: такие чаще всего вешали на стену или края мебели. Сшита эта газетница из нежно-зеленого фетра — сорта войлока, изготовленного из пуха кроликов или коз. На ней вышита цветочная композиция, а по краям выбита кайма.

Пик популярности газет и в целом периодических печатных изданий пришелся на рубеж XIX–XX веков. К этому времени существовало огромное множество разнообразных вариантов газетниц, причем тканых разновидностей существовало значительно меньше, чем деревянных видов. Для изготовления таких газетниц использовали самые разные породы дерева: дуб, бук, орех, яблоню, ольху. Часто деревянные газетницы были настольными. Их производили в виде раскрытых подставок, ваз, коробок. Название подсказывает, что они ставились на стол, где наполнялись свежими номерами журналов или газет. Единственным существенным недостатком таких газетниц была их сравнительно небольшая вместимость.

Намного более вместительными газетницами были напольные виды. Некоторые из них были столь массивными, что по размерами приближались к современным этажеркам. Существовали и более мобильные варианты с небольшими колесами, чтобы прессу можно было развозить по залу, борту или вагону. Также изготовлялись и настенные газетницы, наполнение которых очень хорошо просматривалось, а местом размещения чаще всего служили вертикальные поверхности.
#21
Дата создания: начало ХX века
Техника: ткань, вышивка
Размеры: 37,5×54 см
Коллекция: Текстиль
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога: 16515508
#22

Молочник

#23
#24
Среди множества вещей, которые ассоциируются с Россией, особенно выделяются некоторые виды посуды. К ним следует отнести фарфоровые изделия и в частности — продукцию Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. В «Большой гостиной» представлен молочник, изготовленный в начале ХХ века именно на этом предприятии.

Русский фарфор и фаянс при всей их практичности всегда отличал уникальный живой стиль: бытовая посуда русских мастеров во все времена выглядела очень нарядной и живописной. Этому описанию идеально соответствует и кузнецовский нарядный и утонченный фарфор. Отличным примером может послужить представленный в экспозиции молочник: в его центральный объеме нанесен пасторальный женский портрет, а нижние края обводит изысканная золотистая кайма. Сами его формы выверенные, точные и изящные.

В истории русского декоративно-прикладного искусства фарфор и фаянс Товарищества Кузнецова хоть и сыграли немаловажную роль, но заслуженную высокую оценку и статус антиквариата получили сравнительно недавно. Дело в том, что посуда товарищества в XIX веке в первую очередь была товаром массового потребления. Соответственно, украшения и росписи делались методом штамповки, нередко греша эклектикой и излишней пестротой. Особенно отчетливо это прослеживается в росписи продукции подмосковной гарднеровской фабрики, где новые мотивы росписи часто наносили на уже устаревшие формы. Такие промахи породили неодобрительное отношение к продукции всего Товарищества и даже закрепили за ней обидное прозвище «кузнецовщина»: так часто называли безвкусные вещи.

Обязательной приметой любой продукции Товарищества Кузнецовых было фирменное клеймо.
Ранние марки товарищества Кузнецова обычно имели заключенную в круг виньетированную форму с надписью «Фабрика братьев Кузнецовых». Само клеймо обычно немного вдавливалось и прорисовывалось синим или зеленым цветом. На некоторых экземплярах могли присутствовать орфографические ошибки. В период массового производства на изделиях начали ставить надглазурную маркировку зеленого или голубого цвета, реже встречаются золотые и даже красные цвета с арабской вязью. У каждого завода и фабрики Товарищества Кузнецова имелось свое клеймо с указанием завода или места изготовления.
#25
Автор: Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова
Дата создания: начало XX века
Техника: фарфор, роспись, фабричное производство
Размеры: 10×10 см
Коллекция: Предмет быта
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых
№ Госкаталога: 13446007
#26

Диван

#27
#28
В середине XIX столетия австро-немецкий краснодеревщик и мебельщик Михаэль Тонет открыл в Вене фабрику по изготовлению мебели из гнутого дерева. Она была прочной, практичной и при этом удивительно красивой. Если мебель, изготовленная из цельных кусков древесины, была массивной и основательной, то изящные изделия Тонета буквально парили в воздухе. Не случайно его мебель быстро завоевала фантастическую популярность во всем мире и в частности — в среде русского дворянства. Впоследствии мебель марки Thonet начали называть либо по стране производства, венской мебелью, или по названию фабрики — в стиле «Тонет».

Диван является самым крупным предметом из мебельного гарнитура Тонета, представленного в «Большой гостиной». При этом его размеры замечательно маскируют утонченные формы: его ручки сгибаются в полукруге и имеют аккуратные прямоугольные подлокотники, а на спинке установлены раздельные мягкие секции, за счет чего ее значительная площадь делится на три воздушных объема. Мастерски выбрано и цветовое решение: темно-зеленая бархатистая обивка очень гармонично сочетается с темным цветом дерева.

Стоит отметить, что деревянные детали мебели Тонета имеют специфический цвет в том числе потому, что они обработаны паром или кипятком. Они подвергались такому воздействию для создания гибких форм: вымоченную в кипятке или распаренную водяным паром древесину выгибали в различных направлениях и фиксировали с помощью пресс-форм, после чего она сохраняла новый внешний вид. В разные времена из гнутой древесины уже делали сани, лыжи, лодки, бочки, однако именно Тонет приспособил эту технику для фабричного мебельного производства и в 1942 году даже получил на нее патент.

Начинал Тонет с обычных для начала XIX века изделий из цельного дерева: их производила его первая мебельная фабрика в немецком городе Боппарде, открытая в 1819 году. Первые опыты по производству прочных и легких конструкций путем выгибания и склеивания слоев фанеры он предпринял спустя 11 лет. На одной из промышленных выставок на диковинный деревянный стул Тонета обратил внимание сам австрийский канцлер-князь Клеменс фон Меттерних и предложил мастеру переехать в Вену. Спустя некоторое время Тонет откликнулся на это предложение.
#29
Автор: Михаэль Тонет
Дата создания: начало XX века
Техника: дерево, ткань, фабричное производство
Размеры: 141×94×51 см
Коллекция: Мебель
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых
№ Госкаталога: 16515517
#30

Блюдце

#31
#32
Огромное значение для русского декоративно-прикладного искусстве имеет Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. К концу XIX века оно объединило старейшие и крупнейшие отечественные предприятия по производству фарфора и фаянса: Дулёвский фарфоровый завод, Фарфоровый завод Гарднера, Будянский фаянсовый завод и многие другие. Товарищество Кузнецова не только сделало фарфоровую посуду относительно общедоступной, но и вывело русский фарфор на международный рынок.

Изделия Товарищества, которые в народе часто называли кузнецовским фарфором, пользовались популярностью и среди дворян. В «Большой гостиной» находится нежно-зеленый фарфоровый сервиз, изготовленный в начале ХХ века. Его основой по праву можно назвать чайную чашку и блюдце: остальные предметы сервиза, например молочник и конфетница, использовались реже и служили как дополнительные предметы для официальных чаепитий с гостями. Нанесенное на блюдце изображение цветка создает эффектную рифму с рисунками на чайной чашке: на одной из ее сторон изображена цветочная композиция. Также оригинальным решением является затемнение краев блюдца и, наоборот, более светлое тоновое решение в его центре: так у поставленной на него чашки появляется значительный визуальный простор.

Хотя предприниматель Матвей Сидорович Кузнецов сумел построить фарфоровую империю, а его дед Яков Кузнецов положил начало семейному бизнесу, не менее значимой является и фигура Терентия Кузнецова. Именно он организовал Дулёвский фарфоровый завод во Владимирской губернии (сейчас он находится на территории Московской области). Впоследствии продукция этого завода стала знаменитой на всю Российскую империю и так и называлась: дулёвский фарфор. Более того, предприятие пережило советскую власть, войну, распад СССР и продолжает работать даже сегодня.

Позже Дулёвский фарфоровый завод стал одним из главных предприятий Товарищества Кузнецова. К концу XIX века кузнецовский фарфор стал таким же общеупотребительным и понятным брендом, как например вологодское масло. В начале ХХ века Товарищество было удостоено одного из самых почетных званий российских торговых марок: оно было названо Поставщиком Двора Его Императорского Величества. В то время такое звание носили не более 30-40 компаний, среди них были и европейские производители.
#33
Автор: Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова
Дата создания: начало XX века
Техника: фарфор, роспись, фабричное производство
Размеры: Диаметр 15 см
Коллекция: Предметы быта
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых
#34

Конфетница

#35
#36
В «Большой гостиной» на утонченном журнальном столике в стиле «Тонет» представлен набор столовых предметов, без которых невозможно представить ни одно русское дворянское гнездо рубежа XIX и XX веков. Это полный фарфоровый сервиз, который включает чашки, блюдца, молочницу, сахарницу, конфетницу. Он выполнен в нежных светло-зеленых тонах, растительные и фигурные орнаменты в его оформлении используются одновременно с золотистыми каемками и пасторальными женскими портретами в духе романтической живописи XIX века.

Конфетница в этом сервизе является самым большим предметом. В начале XX века ее можно было запросто доверху заполнить разнообразными кондитерскими изделиями, произведенными в Российской империи. Одних только фабрик, выпускавших шоколадные изделия, в то время по всей стране было более 1000, причем 200 из них располагались в Москве, а 170 — в столичном Санкт-Петербурге. И это не считая таких кондитерских гигантов как Фабрично-торговое товарищество А.И. Абрикосова сыновей (в СССР оно станет фабрикой имени Бабаева) и Товарищество Эйнем (будущий «Красный Октябрь»).

Произвело этот сервиз прославленное Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. В истории русского декоративно-прикладного искусства фарфор и фаянс Товарищества Кузнецова хоть и сыграли большую роль, но высокую оценку и статус антиквариата получили сравнительно недавно. Дело в том, что посуда товарищества в XIX веке в первую очередь была товаром массового потребления. Соответственно, украшения и росписи делались методом штамповки, нередко греша эклектикой и излишней пестротой. Особенно отчетливо это прослеживается в росписи продукции подмосковной гарднеровской фабрики, где новые мотивы росписи часто наносили на уже устаревшие формы. Такие промахи породили неодобрительное отношение к продукции всего Товарищества и даже закрепили за ней обидное прозвище «кузнецовщина»: так часто называли безвкусные вещи.

Тем не менее, кузнецовский фарфор на рубеже XIX и ХХ веков был большим международным брендом. В 1889 и 1890 годах на международных выставках Товарищество получило золотые медали, а в 1903 году в Реймсе и в 1905 году в Льеже оно было удостоено Гран-при.
#37
Автор: Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова
Дата создания: начало XX века
Техника: фарфор, роспись, фабричное производство
Размеры: 7×16 см
Коллекция: Предмет быта
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
№ Госкаталога: 13446008
#38

Салфетка

#39
#40
В экспозиции «Большой гостиной» музея семьи Аксаковых представлено несколько предметов изящной мебели в стиле «Тонет». В нем выполнен и овальный столик, расположенный около дивана и покрытый бордовой бархатной скатертью. На этом столике легко представить чайный сервиз и самовар: он действительно часто использовался для чаепития. На его бордовой скатерти сразу же выделяется белая квадратная хлопчатобумажная салфетка, связанная на коклюшках — деревянных катушках, на которые наматывались специальные нитки для плетения кружева.

Эта салфетка имеет исключительно декоративную функцию. Она является не единственным предметом в «Большой гостиной», созданным с помощью коклюшек: подставка в виде миниатюрного столика также покрыта связанной на коклюшках кружевной скатертью. Кружево во все времена привлекало к себе внимание благодаря ажурным переплетающимся узорам. Хотя процесс его создания связан со многими сложностями, всегда находились мастерицы, которые полностью посвящали себя филигранной работе с кружевом.

Считается, что кружевоплетение возникло в Италии и Испании. В средние века из-за быстрого развития торговли эта технология проникла и в Россию, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует и легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря Петру I: якобы именно он вывез из Голландии несколько кружевниц, которые обучили своему ремеслу русских женщин.

Одним из самых распространенных методов создания кружева является плетение с помощью коклюшек. Чаще всего коклюшки изготавливаются из твердых древесных пород, имеющих гладкую структуру: такие изделия не оставляют занозы на руках мастериц. Для изготовления одного кружева могут применяться десятки коклюшек: их выбирают индивидуально в зависимости от того, каким должен быть результат. Поэтому длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.

Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы: характерные для родных краев создательницы кружева деревья, цветы, ягоды. Нередко среди орнаментов русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб является самым почитаемым деревом. Также часто повторялся узор в виде колоска: считалось, что такой узор способствует привлечению богатства и благополучия. В народе было распространено поверье, что узор в виде колоса, как и дубового листа, также оберегал от нечести и злых духов.
#41
Дата создания: конец ХХ века
Техника: кружевоплетение
Размеры: 14×14 см
Правообладатель изображений: Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан
Коллекция: Кружево
№ Госкаталога: 13446006
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Посуда, Самовар, Стол, Диван, Газетница,Салфетка

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%