Потир, что в переводе с греческого означает «чаша», «кубок», это сосуд для христианского богослужения. Его применяют на литургии при освящении вина и для совершения таинства Причастия. Обычно потир выглядит как глубокая чаша на длинной ножке с круглым основанием, большим по диаметру. Зачастую ножка имеет утолщение в форме яблока.
Потир несет огромное символическое значение, напоминая верующим о чаше с вином, переданной Иисусом Христом своим ученикам на Тайной вечере.
В церкви сосуд для Причастия хранится вместе с другими священными атрибутами на жертвеннике или в особом сейфе. Обычно в православных храмах бывает несколько потиров. В большие праздники, когда служат много священников и велика очередь из желающих причаститься, используется самый большой потир, из которого Христова Кровь разливается в другие, поменьше.
В 1930 году в собрание Радищевского музея из Церковно-художественного отдела Губмузея поступило большое количество религиозных предметов. Среди них был и серебряный потир начала XIX века.
Судя по клеймам по краю чаши и на кожухе, потир был выполнен в 1820 году неизвестным ювелиром в одной из московских мастерских, где работал знаменитый пробирный мастер Михаил Михайлович Карпинский, сотрудник Московской пробирной палаты.
Серебряный потир из собрания Радищевского музея представляет собой чашу на высокой ножке в золоченом прорезном кожухе, украшенном четырьмя дробницами — миниатюрными вставками — художественной эмали с изображением сцены Распятия, а также святых в рост: Богоматери, Спаса со сферой, Иоанна Крестителя. По венцу следует стих из литургии верных.
Ножка потира вверху и в средней части имеет декоративный рельеф из чеканных полос и колосьев. Нижняя часть ножки — с огранкой, ребра граней срезаны и украшены продолговатыми стилизованными растениями. Боковая сторона основания оформлена круговым повторяющимся орнаментом виноградного листа. На гладких гранях основания располагаются фрагменты живописной эмали с евангельскими сюжетами: «Моление о чаше», «Несение Креста», «Положение во гроб», «Христос в темнице». Эти изображения выполнены в стиле западных иконописных образцов XVII–XVIII веков.
Первые потиры изготавливались из дерева, которое впоследствии было запрещено, так как этот природный материал не мог поддерживать чистоту сосуда. Потом появились чаши из стекла. Последние семнадцать веков потиры, как и прочие литургические сосуды, чаще всего делаются из золота, серебра, бронзы, они украшаются эмалью и драгоценными камнями.
Потир несет огромное символическое значение, напоминая верующим о чаше с вином, переданной Иисусом Христом своим ученикам на Тайной вечере.
В церкви сосуд для Причастия хранится вместе с другими священными атрибутами на жертвеннике или в особом сейфе. Обычно в православных храмах бывает несколько потиров. В большие праздники, когда служат много священников и велика очередь из желающих причаститься, используется самый большой потир, из которого Христова Кровь разливается в другие, поменьше.
В 1930 году в собрание Радищевского музея из Церковно-художественного отдела Губмузея поступило большое количество религиозных предметов. Среди них был и серебряный потир начала XIX века.
Серебряный потир из собрания Радищевского музея представляет собой чашу на высокой ножке в золоченом прорезном кожухе, украшенном четырьмя дробницами — миниатюрными вставками — художественной эмали с изображением сцены Распятия, а также святых в рост: Богоматери, Спаса со сферой, Иоанна Крестителя. По венцу следует стих из литургии верных.
Ножка потира вверху и в средней части имеет декоративный рельеф из чеканных полос и колосьев. Нижняя часть ножки — с огранкой, ребра граней срезаны и украшены продолговатыми стилизованными растениями. Боковая сторона основания оформлена круговым повторяющимся орнаментом виноградного листа. На гладких гранях основания располагаются фрагменты живописной эмали с евангельскими сюжетами: «Моление о чаше», «Несение Креста», «Положение во гроб», «Христос в темнице». Эти изображения выполнены в стиле западных иконописных образцов XVII–XVIII веков.